7 сентября в Центре визуальной культуры Béton открылась выставка «Жилище будущего». Основное направление деятельности Центра — изучение и пропаганда фотоискусства, что и доказывается новой выставкой. Авторами работ стала творческая группа «ГрОМ», представив свое переосмысление грядущего, а также того, что нас будет окружать: иногда постапокалиптическое, иногда позитивно футуристическое и роботизированное. Роботизированное еще и потому, что в создании некоторых работ участвовала нейросеть.
Экспозиция состоит из цифровых станковых работ крупных размеров, которые показывают интерьеры помещений различного назначения – библиотеки, хранилища-склады, больничные палаты и комнаты «безумных ученых». То, что их объединяет – башня Татлина со сферой Земли над ней. То она появляется на полках, как единица хранения, то как элемент декора. Сам объект тоже присутствует на выставке.
Почему Башня?
Башня Татлина — культовый объект искусства, задумывалась, как Памятник III Коммунистического интернационала. Это проект монументального памятника, посвящённого III Интернационалу, разработанный советским художником-авангардистом Владимиром Евграфовичем Татлиным. Строительство башни-монумента планировалось осуществить в Петрограде-Ленинграде, после победы Октябрьской революции 1917 года. Железный грандиозный монумент предназначался для высших органов всемирной рабоче-крестьянской власти (Коминтерна), которым предлагалось разместиться в семиэтажных вращающихся зданиях. Однако возведение монумента осуществлено не было, по причине охлаждения руководства страны к авангардизму в конце 1920- годов. Но сама по себе она стала «явлением» — модель башни Татлина можно увидеть в Москве в Третьяковской галерее и атриуме МФК «Город Столиц», в Центре Помпиду (Париж) и Музее современного искусства. Столичные архитекторы 2000-х также вспоминали творение, так модель башни Татлина венчает современный дом «Патриарх» в Ермолаевском переулке, можно найти «минибашни» и на других строениях города.
Утопия будущего
Смарт-технологиям на выставке «Жилище будущего» нашлось и свое место – это известная работа, уже 10 лет назад выставлявшаяся в центре «Гараж», а также новый концепт – «якобы существующие» умные часы, размещенные на «живом» ремешке – так видят будущее художники (в виде сращения биотехнологий и кибернетики).
Многие из работ «утопичны», ведь выполняя их группа «ГрОМ» опиралась на традиции знаменитой дюссельдорфской школы фотографии. Это и роботы, и многофигурные композиции, создание фантасмагорий и новых миров. Теперь фотография идет в тесной связке с цифровыми технологиями и два явления взаимопроникают друг в друга. Скульптурные же арт-объекты «дополняют» тот образ нового мира, который хотели создать художники.
Елена Злотникова
Фото автора