«Бахчисарайский фонтан» Вячеслава Гордеева на сцене Губернского театра

10, Дек, 19

Музыка та же – Бориса Асафьева, история та же – рассказанная Пушкиным. А вот хореографическая трактовка произведения, созданная художественным руководителем театра «Русский балет» Вячеславом Гордеевым – совершенно новая. Он выступил в качестве автора обновленного либретто, режиссера, балетмейстера и хореографа. Оригинальная постановка — по-гордеевски высокого класса  в смысле чистоты жанра, стиля, вкуса. Это особенно бросается в глаза на фоне современного разгула режиссерской вольницы. Не в обиду им  будь сказано – среди современных режиссеров музыкального театра есть известные люди – но Гордеев в этом смысле аристократ по сравнению с ними, как одинокий бриллиант среди россыпи искусственных камней, старающихся походить на драгоценности.

Он ничего никому не доказывает, не пыжится понравиться Европе, ему все равно, что там сейчас модно в театрах — откровенный интим или лужи крови. У него ничего этого нет и не будет, он и так  давно звезда и в  Европе, и в мире,  настоящая, а не «старающаяся походить»  и привлечь публику натурализмом, ему и без этого хватает таланта.  Публика идет на красоту, а не «новизну» любой ценой, так уж человек устроен. Эстетическое чувство у него — врожденное, и пища этому шестому чувству тоже нужна чистая. Так что не мешайте, не оскорбляйте, постановщики, своими низкими «находками» театр и человека, в него ходящего.

Если охарактеризовать новый «Бахчисарайский фонтан» одним  словом, то это и будет слово «красота» в широком смысле, в интеллигентном подходе ко всему,  чувстве меры: в движениях, мизансценах, позах,  декорациях, костюмах,. Яркие, живописные, многокрасочные декорации, сценография – плод трудов художника-постановщика Дмитрия Короленко, мультимедийные инсталляции разработаны художником компьютерной анимации Павлом Суворовым. Костюмы сделаны по эскизам театрального художника Екатерины Яковлевой, а парики и бутафория изготовлены в мастерских Большого театра.

От танцев, вариаций, дивертисментов, невероятного разнообразия и разноцветья красивейших исторических костюмов захватывает дух. Колоритны сцены в ханском гареме, очень хорош изящный танец с браслетами и колокольчиками жен Гирея (Валерия Синицина и Ксения Бойко). Знаменитый номер балета «Татарская пляска»  обогатился у Гордеева новым содержанием: в нее вписаны силуэты несчастных невольниц, которых  замыкают в кольцо неистово танцующие воины.

Вячеслав Гордеев полвека блистает в разных ипостасях в мировом балетном искусстве: сначала всемирно известный танцовщик, бывший в течение 25 лет премьером Большого театра, потом балетмейстер, постановщик, педагог, профессор ГИТИСа,  строящий новую балетную школу, наконец, основатель (более 35 лет назад) и неизменный художественный руководитель Государственного театра  «Русский балет», ставшего, благодаря Гордееву, мировым брендом.

«Идея поставить «Бахчисарайский фонтан» возникла еще во времена гастролей нашего театра в 2014 году по городам Крыма, история которого так богата легендами, вдохновившими в свое время Пушкина», — рассказывает Вячеслав Михайлович. Премьера приурочена к 220-й годовщине со дня рождения А.С. Пушкина и к 85-летию мировой премьеры балета «Бахчисарайский фонтан» в постановке выдающегося советского балетмейстера Ростислава Захарова. К тому же, год выхода новой версии знаменитой хореографической драмы, 2019-й, —  это Год театра в России. «При поддержке Министерства культуры Московской области нам удалось реализовать этот проект в год юбилея поэта. Мечтаю показать спектакль не только на сценах Москвы и Подмосковья, но и привезти его крымчанам», — делится планами Гордеев.

В новом либретто он дал волю своей  фантазии – сдвинул акценты, изменил драматургические коллизии.  В его версии польскую княжну Марию (Дарья Дарина), разлученную с женихом Вацлавом (Мстислав Арефьев) и взятую силой в гарем хана Гирея (Максим Фомин), убивает не клинок Заремы (Сиори Фукуда)  из ревности,  как в оригинале, а сам Гирей по роковой случайности – Мария хотела защитить собой Зарему от гнева хана, и погибла от его кинжала. Он на мгновение замирает в ужасе и тут же от душевной боли и ярости резко отталкивает Зарему и отдает весь гарем вместе с ней на откуп своим буйным воинам. Но Зарема не хочет жить без любви своего повелителя и закалывает себя.

Пролог и эпилог спектакля образуют арку —  он начинается и заканчивается сценой с одиноко склонившимся ханом Гиреем у «Фонтана слез», воздвигнутого им в память о любимой Марии. Надо отдать должное Максиму Фомину, исполнителю этой партии – танцовщик обладает яркой  актерской харизмой: через лаконичный рисунок роли мощно «фонил» характер могучего, властного, жестокого и в то же время способного на любовь правителя.

Спектакль Гордеева вообще более динамичный и драматически насыщенный, чем в традиционном варианте – в каждую позу и жест балетмейстер  вкладывает смысл. И солисты, и кордебалет вовлечены в действие, они не просто танцовщики, а участники, воплощающие живые образы. И все это разнообразными средствами хореографии. Некоторые фрагменты удивительны своей пластической красотой, например, в сцене Заремы и Марии руки балерин буквально «проговаривают» музыкальные фразы, и соло скрипки сливается с их движением.

По мнению автора нового либретто и постановщика балета «Бахчисарайский фонтан» Вячеслава Гордеева артисты справились с поставленной задачей. И если уж сам мастер одобряет, то что говорить о счастливой публике, соскучившейся по настоящему балету во всей его красе без минимализма и натурализма.

 На данном историческом этапе Гордеев такой – один. И именно он увековечен на астрономической карте — существует комета Гордеева. Так что все справедливо.

                                                х х х

Ольга Новикова

Фотограф Михаил Логвинов

   

 


Create Account



Log In Your Account