«Бег» к счастью и несчастьям
Данный материал подпадает под возрастное ограничение 18+, не предназначен для лиц младше этого возраста.
С 2015 года в театре «Содружество актеров Таганки» с успехом идет пьеса Михаила Булгакова «Бег», которую мы посмотрели только сейчас. Положено начало нашей дружбы, и мы обязательно расскажем вам о других премьерах и интересных постановках театра.
Особенно стоит упомянуть про спектакль «Бег» – именно его выбрала Мария Федосова для своего режиссерского дебюта на Большой сцене, и именно он, однозначно, стал успешным.
К сожалению для многих пьесу Михаила Булгакова «Бег» несколько затмили более известные произведения автора. Точно также и для сцены почему-то более привлекательными оказались его знаменитые произведения. На них народ, как говорится, «идет». До начала 2000-х и даже 2010-х эта пьеса «пылилась» на полках, связываться со сложной темой и не слишком-то сценическим произведением никто не решался. Поэтому решение Марии Федосовой показать этот по-настоящему спектакль-катастрофу, уже вызывает уважение. Почему катастрофу? Потому что это то, что пришлось пережить нашей стране, крах, разрушение идеалов, переломную эпоху.
1920 год — трагедия Гражданской войны, о возвращении старого режима уже не может быть и речи. Сама Мария объясняет выбор пьесы так: «Есть несколько важных тем, побудивших меня выбрать «Бег». В первую очередь, меня поразила смелость Булгакова как художника (написать такой текст в 20-е, 30-е годы – это равносильно самоубийству, это невероятно смело). Поразила его образность и безграничная свобода. Он транслирует ее через сны. Именно во сне мы испытываем сильнейшие эмоции от невероятных поступков, которые мы никогда бы не совершили в реальности. Однако духовный опыт от пережитого во сне может остаться с человеком на всю жизнь. Душа проходит через горнило ада для того, чтобы с ней случилось платоновское «припоминание» самой себя, катарсис. Для меня «катарсис» — это и есть сверхзадача пьесы – «очищение души через страдание». Уже многие театральные издания отметили эту пьесу в Театре Содружества актеров Таганки как «обязательную к просмотру» и удивляться этому не стоит — 3,5 часа динамики. Масштабная сценография, придуманная режиссером вместе с художником Олегом Евгеньевичем Скударем – сценическое пространство здесь занимает даже первые три ряда партера, кресла из которых убраны. Актёры коммуницируют с залом и зрителями. Режиссер Мария Федосова до этого р уже поставила на Малой сцене «Содружества актеров Таганки» «Бешеные деньги», так что актеры труппы признаются, что доверяли ей «безгранично» и смело шли на эксперименты, порой даже выходя из привычных амплуа.
Нельзя не отметить, что это настоящий спектакль, где пьеса расширена за счет песенных номеров, сценических миниатюр. Впечатляет все — свет, видеоэффекты, костюмы, декорации, многочисленный реквизит. Если «пройтись по тексту», то режиссер отнеслась к нему очень бережно – практически ничего не упустив в сложном лабиринте судеб персонажей пьесы, оказавшихся сначала в горниле гражданской войны, а затем в эмиграции.
Лейтмотивом проходит через весь спектакль сравнение героев с тараканами бегущими по кругу. Возможно это неслучайно, если порыться в воспоминаниях эмигрантов, именно в это время (куда и устремились в большинстве своем беглецы) как раз вошло в моду это развлечение (достаточно вспомнить «Записки Простодушного» — Аркадия Аверченко» Об эмигрантах в Константинополе, когда «бывшая» Ольга Платоновна состоит при зеленом таракане — зарабатывает принимая ставки в тараканьем тотализаторе).
Ярко и колоритно удалось режиссеру передать атмосферу Константинополя с его многочисленными чайханами и тараканьими бегами и Парижа с его варьете и весельем, смешанным с горечью и безысходностью.
Особенно интересно выдержана сцена отхода в Константинополь корабля, на который в последний момент запрыгивает Хлудов, безуспешно пытающийся убежать от «преследующего» его призрака вестового. Самой убедительной из женских образов от начала и до конца осталась только Люська и в образе походной жены Чарноты, и в образе женщины, откровенно заигрывающей в Константинополе с мужчинами, чтобы не умереть с голоду, и в Париже в образе красавицы Люси, на которой собирается жениться Корзухин.
Трактовку режиссером образа Романа Хлудова – «шакала, мирового зверя и стервятника», как называет его Крапилин (за что его тут же вешают на фонаре), сложно пережить, мы привыкли относиться к этому персонажу немного иначе, но это право творца.
Этот спектакль обязательно стоит посмотреть для того, чтобы снова пережить трагедию нашей страны, а также ближе познакомиться с теневыми страницами автора «Белой гвардии», потому что пьеса «Бег» — максимально органично дополняет более известный роман.
Елена Злотникова