Чтобы ПОМНИЛИ…!

09, Июл, 17
У меня гитара есть – расступитесь, стены!
Век свободы не видать из-за злой фортуны!
Перережьте горло мне, перережьте вены,
Только не порвите серебряные струны!
(Владимир Высоцкий “Серебряные струны”)

Театр на Таганке закрывал очередной сезон легендарным спектаклем Юрия Любимова “Владимир Высоцкий”. Премьера спектакля состоялась 25 июля 1981 года — в годовщину смерти Владимира Высоцкого. После первого показа спектакль был надолго запрещен. Восстановлен в 1989 году. С тех пор спектакль находится в репертуаре театра. Каждый день рождения Владимира Семеновича Высоцкого Театр на Таганке отмечает этим легендарным спектаклем — в этот день он звучит особенно проникновенно, связывая времена и поколения любовью к Поэту.

Спектакль “Владимир Высоцкий” с подзаголовком “Памяти нашего артиста”, несмотря на годы, прошедшие с его премьеры, сохраняет ауру присутствия на сцене необыкновенной личности Владимира Высоцкого, передает зрителям силу и мощь актера и поэта. Театр хранит память — не просто слова. Этот небольшой зал, эта компактная сцена пропитаны энергией, вибрировавшей на спектаклях “Добрый человек из Сезуана”, “Гамлет”, “Пугачев” и других, собиравших бесконечные очереди за билетами, обраставших легендами и слухами, вызывавших огромное желание увидеть, прикоснуться и запомнить навсегда. Спектакль “Владимир Высоцкий” будто собирает, аккумулирует эту растекшуюся по закулисью и залам театра энергию.

Время неумолимо летит, меняются правители и правительства, рождаются новые зрители, приходят в легендарный театр, чтобы осознать мысль о герое спектакля, уважение к личности Высоцкого, понимание, кто выходил на сцену Таганки, кем был этот человек для миллионов людей, почему так дорога память о нем…

Спектакль “Владимир Высоцкий” — об этой колоссальной личности, о силе ее притяжения и воздействия на умы и судьбы. О поэтическом даре Высоцкого, о том, как талант актера позволял примеривать различные образы и вживаться в судьбы, как прогремел на всю страну, как коснулся подлинного и настоящего в человеке, навсегда разбередив и взбудоражив души, как наполнял смыслом жизнь, утоляя жажду свободы…

Стихи и песни, звучащие в записи или исполняемые и разыгрываемые артистами, перемежаются отрывками из Любимовского “Гамлета”. На сцене – Гертруда, Клавдий, Офелия, Полоний, Горацио -даже могильщики – нет только Гамлета. К нему обращаются, его вопрошают…Гамлет-Высоцкий откликается, отвечает, предостерегает. Раздающийся в зале голос Высоцкого продолжает спрашивать уже у нас: “Быть или не быть?”…

Главное в спектакле – эффект присутствия самого Высоцкого. Это стало возможным только потому, что каждый зритель, слушая стихи и песни, представлял его буквально, видел перед глазами. Режиссура, актеры, их поведение на сцене, пение – выше всяких похвал – это истинный профессионализм. Очень эмоционально – на высокой ноте, как все срежиссировано, и то, что конвой идет “Гамлет” — это пробирает до мурашек. Спектакль трудный – но динамичный и цельный. Идея Любимова с секциями кресел на сцене, в качестве и экрана и занавеса — суперпрофессиональна.

Зрителю тяжело сдержать слезы. Аплодисменты завершают практически каждую песню и монолог. Но актерам еще труднее – ведь они с Высоцким столько лет на одной сцене играли, сколько ему отдали, и сколько взяли от него и у него. И когда в ответ на “Где тебя сегодня нет?”- тишина, чувствуешь, что слеза уже катиться и ты с ними – с артистами на сцене.

Высоцкого нет с нами уже давно, но его песни близки и понятны. Они про нас и про наше время. После спектакля  потрясающее ощущение прикосновения к Легенде — поэту и к Легенде – театру.

Такое придумать мог только Любимов. А сыграть так могли, и играю до сих пор, только соратники и друзья великого русского поэта Владимира Семеновича Высоцкого. И сейчас, как и во времена Гамлета-Высоцкого, мы стоим в очереди за билетами на Таганку.

 

Сабадаш Владимир из Театра на Таганке.

Фото – пресс-служба театра.


Create Account



Log In Your Account