«Когда ходишь на выставки, лучше видишь, что вокруг. На выставки ходят, чтобы научиться вглядываться, а не просто глазеть», — поясняет со сцены юным зрителям Роксана Сац перед началом спектакля «Картинки с выставки» в театре имени Наталии Сац. Дочь основательницы театра Роксана Николаевна Сац продолжает просветительскую традицию матери, а в данном случае ее комментарии оказались необходимыми вдвойне, поскольку образы, с которыми у нас обычно ассоциируется сюита Мусоргского, оборачиваются в этом балете чем-то совершенно иным и неожиданным.
«Реконструировав несколько лет назад Малую сцену, мы поняли, что она идеально подходит для камерных хореографических спектаклей, и одними из первых стали работать в этом жанре», — обращается к зрителям со страниц буклета художественный руководитель театра Георгий Исаакян. — «Ко дню рождения Детского музыкального театра, который отмечается 21 ноября, мы поставили «Картинки с выставки». Этот одноактный балет по великой музыке Модеста Мусоргского сочинили на свой собственный сюжет художественный руководитель балета Кирилл Симонов и художник из Санкт-Петербурга Вячеслав Окунев. У них получилась история про детские сны и мечты, сценическая фантазия на тему детства. И в этой фантазии совершенно естественным образом, подчиняясь логике сна, оказались рядом такие жанры, как кулинарное шоу и сценический бой подушками, световое шоу и классические балетные дивертисменты. Добро пожаловать в мир сновидений!»
Фортепианная сюита «Картинки с выставки» Мусоргского уже много лет хорошо известна в мире, в первую очередь, в оркестровом варианте, благодаря переложению выдающегося французского композитора-импрессиониста Мориса Равеля. А создание сюиты оказалось связанным с событием, увы, печальным в жизни композитора. Когда внезапно совсем молодым умер его друг, художник Виктор Гартман, Мусоргский пришел на посмертную выставку его картин. И там, под впечатлением произведений живописи, родилась идея цикла из десяти пьес для фортепиано, объединенных лейтмотивом, который композитор назвал «Прогулка». «Моя физиономия в интермедах видна», — писал он музыкальному критику В.Стасову, имея в виду в качестве интермедии тему в русском народном стиле, в которой он изобразил себя, прогуливающегося по галерее от картины к картине.
На Малой сцене театра балетные спектакли идут под фонограмму. В «Картинках» звучит версия Равеля в исполнении оркестра театра (дирижер Константин Хватынец) и сюита «Картинки с выставки» в исполнении пианиста Александра Романовского. Пьесы Мусоргского носят названия в соответствии с картинами Гартмана – «Гном», «Старый замок», Тюильрийский сад», «Быдло», «Балет невылупившихся птенцов» и другие. Но в балете Симонова Гном – это страшный клоун с ушами гоблина, который появляется в унылой казенной спальне детского дома и пугает детей. Серая — волосы и одежда (художник Вячеслав Окунев) -строгая воспитательница с безжизненным лицом оказывается потом Бабой Ягой (Олег Фомин) в лохмотьях цвета то ли плесени, то ли грязной паутины, как в фильме «Вий». «Смесь Яги и Кощея Бессмертного», — заметил один из зрителей школьного возраста. Тряску и дергание в неистовом танце Бабы Яги эффектно подчеркивала пляска света (художник по свету – Евгений Виноградов).
«Тюильрийский сад» — появляются ангелы, они кружатся вместе в детьми, которых никак не уложит спать воспитательница.
Под музыку «Быдла» является страшный образ Войны: красное зарево, высоко на заднике — световой «театр теней» — рога мычащих волов оказываются рогами шлемов средневековых тевтонских псов-рыцарей, и тут же каски «тевтонцев» Второй мировой, танки и самолеты (видеохудожник – Мария Степанова). На сцене – пленники, связанные веревочной цепью, все это на фоне игры мрака и света. Световая партитура в этом спектакле яркая, мощная, невероятно динамичная.
«Балет невылупившихся птенцов» — как его «поставить»? Здесь вопрос решили очень просто и с юмором: на «потолке» (высоко на заднике) – яичница (видео). В зале оказалось немало понимающих зрителей, оценивших находку улыбками.
Под музыку «Лиможского рынка» — то самое «кулинарное шоу» с поварами в колпаках, о котором сказал Георгий Исаакян, — пантомима в танце, напоминающая эстрадный концертный номер, и тоже с изрядной долей юмора.
Ожившие игрушки, танцующие скелеты, чего только нет в детских фантазиях и снах. Но вот наступает солнечное утро, за детьми приходят мамы и папы, и они обретают семью, а грустная воспитательница одиноко скучает по ним, глядя на пустые одинаковые кроватки.
Оригинальная балетная фантазия на музыку «Картинок с выставки» Мусоргского отлично удалась. И дети, и взрослые бурными аплодисментами оценили безграничный дар творческого воображения создателей спектакля и великолепное мастерство артистов.
Ольга Новикова
Фотограф Елена Лапина