«Энергия открытий» и новое русское меценатство

28, Фев, 20

Рождение нового  международного музыкального фестиваля — это всегда огромное культурное событие. А особое мероприятие, не имеющее прецедентов – событие вдвойне. Им стал февральский фестиваль в Москве «Энергия открытий» на сцене театра Новая опера, посвященный «хорошо забытому старому» — возвращению к слушателю заново открытых произведений, многие десятки лет не звучавших или вообще никогда не исполнявшихся. Фестиваль задуман и осуществлен радио «Орфей» — музыковедами,  редакторами и ведущими. Финансовую сторону взяла на себя энергетическая компания Юнипро по инициативе ее генерального директора Максима Широкова.

Радио «Орфей» и ПАО Юнипро сотрудничают уже более пяти лет. «Вначале это был уникальный проект «Возрождаем наследие русских композиторов», направленный на поиски, восстановление, сохранение и популяризацию утерянных музыкальных произведений, ценных книг и нотных материалов», — говорится в фестивальном буклете, — «Основная задача – вернуть к жизни несправедливо забытую музыку, представить новой публике авторов, чьи удивительные произведения затерялись в истории. Базой исследовательской работы стал нотных архив радио «Орфей». За это время впервые прозвучали и нашли современного слушателя неизвестные сочинения Антона Аренского, Николая Голованова, Александра Мосолова, Леонида Половинкина и других авторов. С 2020 года проект «Возрождаем наследие русских композиторов» приобретает форму Международного музыкального фестиваля «Энергия открытий».

Он прошел в два вечера в форме музыкальных спектаклей с участием симфонического оркестра радио «Орфей» (дирижер Сергей Кондрашев) – «Корабль счастье» и «7 нельзя». В первом звучала музыка Леонида Половинкина, Астора Пьяццолы и Рихарда Штрауса. Сценарий спектакля основан на реальных событиях из жизни  известного в 30-е годы прошлого века композитора Леонида Половинкина (Анатолий Белый) и молодого режиссера Наталии Сац (Екатерина Шпица). Они увлеклись друг другом на пароходе, плывшем в Аргентину, где Леониду и Наталии предстояло участвовать в крупном международном фестивале и поставить  два спектакля в театре «Колон» в Буэнос-Айресе. Счастье длилось недолго. На корабле оказался свой «черный человек», и на обратном пути девушка была арестована и отправлена на 18 лет в лагеря. Композитора не тронули, но творческой свободы не давали. Теперь имя Наталии Сац носит основанный ею Детский музыкальный театр в Москве, выросший в настоящий международный культурный центр, а имя Леонида Половинкина, если и знакомо кому-то, кроме профессионалов, то, наверное, только тем, кто помнит фильмы-сказки Александра Роу «Василиса Прекрасная» (1939) и «Конек-Горбунок» (1941), а также записанную на грампластинке музыкально-литературную композицию Наталии Сац «Золотой ключик». Изначально это была музыка Леонида Половинкина к спектаклю «Золотой ключик» 1936 года, поставленному Наталией Сац в Центральном детском театре.

Спектакль «7 нельзя» — это семь коротких драматичных историй из жизни известных людей разных эпох и стран: Антоний и Клеопатра, Сальвадор Дали и Гала, Диана и принц Чарльз, Эйнштейн и Маргарита Конёнкова и другие. Актер Максим Дрозд вел рассказ на фоне продуманно сделанного, интересного видеоряда (Елена Мовенко). Прозвучали фрагменты из «Пиковой дамы» Чайковского, оркестровой поэмы «Мцыри» его ученика Георгия Катуара, в котором великий композитор сразу разглядел большого мастера красивой романтичной музыки; а также «Саломея» Николая Голованова и Гавот Александра Мосолова.

Нельзя сказать, что все имена,  прозвучавшие на фестивале, совсем не известны. Имя Николая Голованова хорошо известно просвещенным любителям музыки как дирижера Большого театра первой половины прошлого века, мужа знаменитой солистки Антонины Неждановой, с которой он выступал в концертах как пианист-концертмейстер. Но не все знают, что Голованов был автором ряда оригинальных произведений, закончившим сначала Синодальное училище в звании регента церковного хора, а потом Московскую консерваторию по классу композиции. Он написал две оперы, симфонию, несколько сочинений для оркестра, камерные произведения и более двухсот романсов. Глубоко верующий православный музыкант, Голованов писал также церковные сочинения, но они не пришлись ко двору новой власти. Музыке Николая Семеновича – и церковной, и светской — пробиться к широкому слушателю очень долго не удавалось. В нашем веке она переживает возрождение – в сезоне 2009-2012 годов звучали произведения для оркестра под управлением Михаила Плетнева и  духовные сочинения в исполнении Московского Синодального хора. А теперь на фестивале «Энергия открытий публика познакомилась с музыкой Голованова к спектаклю Малого театра «Саломея» по одноименной пьесе Оскара Уайльда. 

Генеральный директор и художественный руководитель радио «Орфей» Ирина Герасимова сказала о новом фестивале, что это долгожданное событие стало возможным, «благодаря соединению двух энергий – творческой и электрической». Слово «энергия» в последнее время так часто употребляется во всех смыслах, что впору говорить о моде на разные виды энергий —  энергия земли, космоса, ума, любви, энергия «плохая» и «хорошая», психическая и физическая и т.д. Есть, оказывается, даже энергия денег, правда, у всех она разная – у кого-то бьет ключом, а у кого-то сочится по капле. Но без нее ни один проект, тем более, такой как международный музыкальный фестиваль, не состоится.

Есть, как известно,  два пути добывания этой «энергии» – найти либо спонсора, либо мецената. Первых найти легче  — тут работает вечный двигатель «ты мне, я тебе»,  — мы вам финансируем проект, а вы нам делаете рекламу. Английское слово sponsor происходит от латыни – spondere – торжественно обещать. Спонсор обещает выложить нужную сумму в обмен на рекламу – чтобы его логотип был на программках, плакатах, буклетах, билетах, пакетах, сувенирах в концертно-театральных залах, название компании озвучивается в новостях и рецензиях, показывается по телевизору. Чем крупнее сумма, тем крупнее логотип и больше «шума».

Вторые – это бескорыстные благодетели, которые ничего не ожидают в обмен на свои деньги, кроме радости от встречи с искусством и от того, что все получилось, проект успешно состоялся. В мировую историю так и вошел самый первый покровитель искусств и наук знатный и богатый римлянин, государственный деятель из древнего этрусского рода Гай Цильний Меценат, живший в первом столетии до нашей эры. Среди его многочисленных «подопечных» были, например, такие известные и в наше время поэты, как Вергилий и Гораций. Имя первого в мире благотворителя прославилось на века и стало нарицательным на всех  языках.

Прагматизм века нынешнего стал притчей во языцех, но тем не менее, не оскудела меценатами русская земля. Их мало, но крупные благотворители есть и сейчас, и Максим Широков – один из них. «Меня спрашивали – зачем тебе это надо, — а я отвечал, что считаю это важным и нужным, поскольку это достояние не только нашей, но и мировой культуры», — объяснил свое участие Максим Геннадьевич.  Наверняка сыграло свою роль и творческое детство бизнесмена – в 1979 году на телеэкраны вышел двухсерийный музыкальный фильм «Завтрак на траве», полный песен Владимира Шаинского, где Максим Широков снимался вместе с Сергеем Прохановым, Валентиной Талызиной и Александром Демьяненко.

«Мы счастливы, что и в наше время продолжается традиция российского благотворительства», — говорит Ирина Герасимова. – «Судьба нас свела с удивительными талантливыми людьми, которые не только являются лидерами современного бизнеса, но и тонко, глубоко чувствуют искусство. Благодаря их энергии, щедрости и бескорыстию, мы можем осуществлять самые смелые творческие замыслы, возрождать утраченные и забытые шедевры нашей музыки и культуры».

Ольга Новикова

Фотограф Андрей Грабарев-Малер

       


Create Account



Log In Your Account