Это же просто Сказка!

05, Авг, 20

Этим летом музеи ожидали посетителей достаточно долго, мы все уже успели соскучиться по этим тихим и прохладным залам. Именно поэтому ключевые выставки сезона проходят с неизменным ажиотажем. Но пропустить их совершенно невозможно!

Новая Третьяковская галерея на Крымском валу представила абсолютно уникальный проект, выполненный не просто с душой, а представляющий абсолютно новый уровень подготовки выставок. Экспозиция «Русская сказка. От Васнецова до сих пор» продлится до 13 сентября. Даже немного печально, что первоначально ее должны были увидеть многие, но закрытие музеев внесло свои коррективы, поэтому постарайтесь успеть!

Концепция выставки во многом уникальна, она изначально будет интересна и детям и взрослым. Детей здесь приветствуют, ждут с нетерпением, для них организованы специальные экскурсии, кстати во время посещения сюда приходили группы и детсадовцев и младших школьников. Для них экскурсоводы проводят особые занятия, постепенно раскрывая внутренний мир русских сказок и привычных героев.

Идти на выставку хорошо с «бэкграундом» культурных знаний – понятием хтонических рудиментов, о которых пишет А.Ф.Лосев (ведь Баба-Яга и Кощей – не что иное, как проявления хтонизма). Для древнего человека многое мыслилось страшным, соответственно и  лесные чащи (полные опасностей) и воды, населялись различными чудищами. Подготовленные материалы помогают понять не только устройство выставки, но и задумку кураторов – вот несколько царств – подземное, подводное. Практически в каждом зале картины знакомые нам с детства. Но уникально то, что они впервые собрались вместе в одной экспозиции. Это  масштабные произведения Виктора Васнецова, как «Три царевны подземного царства» (1879–1881), «Царевна-лягушка» (1918), «Иван-царевич на Сером Волке» (1920).

А оторвать взгляд от множества иллюстраций к русским сказкам замечательного художника Ивана Билибина невозможно. Здесь их можно рассмотреть в мельчайших подробностях, оценив тончайшую смешанную технику, акварель и доработку тушью. Это и знаменитая Баба-Яга и сказочная героиня, убегающая из ее избушки мимо частокола из Черепов и необычный вариант Кощея, похожего на олицетворение Голода. У этой иллюстрации пробирает ужас, особенно если вспомнить, что сам художник отказался в сентябре 1941 г. от эвакуации из осажденного Ленинграда, написав, что  «Из осажденной крепости не бегут, ее защищают». Под бомбежками художник создавал патриотические открытки для фронта, писал статьи и обращения к героическим защитникам Ленинграда. Умер талантливый творец от истощения в первую же блокадную зиму и похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.

Открывает выставку сказочный лес, в котором «прячутся» работы известных художников, а также творения наших современников. Органично вписались сюда и Васнецов и девушка в окне Глазунова и даже фотоработы Владимира Клавихо-Телепнева и Мамышева-Монро. Русская сказка, образы русской деревни, Древней Руси всегда вдохновляли творческую интеллигенцию. Можно отметить, что обширная часть коллекции  несет на себе веяния модерна и можно вспомнить, сколько исторических и сказочных произведений появилось в эту эпоху, а вокзалы, особняки и здания архитекторы начали строить в виде древнерусских теремов, башенок и т.д.

Прослеживается в экспозиции и отсылки к сказочным героям – целый зал посвящен Кощею, Бабе-Яге. Персонажи эти как мы уже говорили «глубинные», многогранные.  Это и аллегория смерти и подземного царства, но одновременно Баба-Яга может быть доброй, гостеприимной, помогать влюбленному Ивану-Царевичу вернуть свою суженую.

В Подводном же царстве узнаваема «абрамцевская» керамика Михаила Врубеля «Садко, играющий на гуслях» (кстати, этот сюжет художник использовал неоднократно и в разных вариациях, есть еще и блюдо «Садко»).  Под потолком «водного»  зала плывет огромная «золотая рыбка», а вот в начале выставки пришедших встречают иллюзорные тканые гуси-лебеди, в белом лесу спит огромный хозяин леса – медведь, с которым очень любят фотографироваться посетители.

Выставка покоряет все органы чувств, есть и интерактивная часть – видеоинсталляции, а также работы современных художников и видеографов. На экранах транслируются отрывки из сказок Роу, вошедших в золотой фонд советского кино  и из современной «сказки»  «Мешок без дна» 2017 года.  В состав выставки вошли произведения живописи и графики из собраний Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Московского музея современного искусства, Музея истории денег (АО «Гознак»), Музея кино, Государственного центра современного искусства, Нижегородского государственного художественного музея, Музея-заповедника «Абрамцево» и частных коллекций. Пожалуй, такого полного «глубинного» погружения в мир сказочных персонажей еще не было. Так что смело отправляйтесь в Новую Третьяковку и берите с собой всю семью, скучно не будет никому!

Елена Злотникова

Фотограф Елена Никитченко

              

 


Create Account



Log In Your Account