Евгений Черняк, бизнесмен, глава наблюдательного совета алкогольного холдинга Global Spirits, ведущий YouTube-канала о бизнесе Big Money, рассказал, как предпринимателю выжить в кризис и стать сильнее.
В период кризиса предпринимателям приходится буквально скользить по краю и жить в идеологии кассового разрыва. Но то, что происходит сейчас, не просто кризис – это квантовый скачок в другое измерение. Он очищает экономику от токсичности и оздоравливает её. Но стоит ли скучать по прошлой, токсичной и забитой дешёвыми деньгами экономике?
Гораздо важнее предпринимать правильные действия. Только в этом случае, через 3–4 месяца после того, как кризис закончится, вы будете воспринимать его с улыбкой.
Кризис – не лучший момент, чтобы зарабатывать деньги. Компания должна пройти сложный период так, чтобы ваш бренд как руководителя и бренд компании усилился. Люди встревожены, у них обострены чувства, поэтому вам нужно зарабатывать репутацию и повышать лояльность потребителей.
В этот период также очень важно прокачать ваш бренд работодателя. Продемонстрируйте коллективу, что можете платить зарплату, и даже увеличьте её ценным сотрудникам.
Если кризис затронул ваш бизнес очень сильно и зарплату пришлось уменьшить, предупредите об этом и обязательно постарайтесь вернуть невыплаченную сумму после того, как он закончится. Это тяжело, но сейчас время максимальной честности и открытости.
Если вы пойдёте в банк, чтобы получить заём, то здесь вам поможет бренд заёмщика. Чтобы банкиры пошли вам навстречу, расскажите им подробно, куда вы будете тратить деньги, договоритесь о реструктуризации кредита и обязательно его выплачивайте.
Главная проблема банков – выбрать адекватную компанию для инвестирования, поэтому нужно показать им, что вы – рабочий актив, который принесёт доход.
Мой личный пример: в первый кризис я вкатился со 100 млн долларов долга. Я поехал к банкирам, рассказал, что я буду делать, и мне дали реструктуризацию. Я закрыл долг раньше срока, и теперь у меня безупречная кредитная история.
Команда – это люди, которые прожили друг с другом определённый период жизни. У них есть победы и поражения, разочарования и совместные мечты.
Я 6 лет создавал команду, функции которой детально прописаны. Люди обучены и понимают, куда идти, а главное – как их мотивация коррелирует с общим направлением. Они знают, что, выполнив задачу, они в первую очередь сделают лучше себе, а во вторую очередь – компании.
Кстати, сейчас время ловить топ-менеджеров, которые ушли от ваших конкурентов. Если ваша компания – образец стабильности, к вам будет стоять очередь из опытных и ценных сотрудников.
Нельзя терять таких людей, даже если кажется, что вас двигает вперёд не коллектив, а бренд или услуга. После кризиса собрать коллектив будет крайне сложно.
Сохраняйте свои команды. Прямо сейчас внутри ваших коллективов рождаются лидеры, генерируются классные идеи, а ваши сотрудники делают то, чего от них никто не ожидал.
Только микроменеджмент поможет пройти кризис, ведь на самом деле нет никакого успешного успеха. Нужно просто делать свою работу каждый день и понимать, как устроена компания даже на микроуровне, разбираться в деталях.
Задайте себе несколько вопросов:
Про владельца «1С» миллиардера Бориса Нуралиева ходила легенда, что он стоял у входа и лично отмечал людей, которые опоздали на работу. И все заявки выше 150 тысяч рублей подписывал лично. Это та самая история о микроменеджменте.
Позвоните топ-менеджеру, представьтесь сотрудником низшего звена и попросите его помочь. Результат предсказуем: 20% обматерят, 50% скажут перезвонить позже, а 30% просто не возьмут трубку. И только 10% руководителей займутся вашей проблемой.
Если ты можешь приспособиться – это твоя сила. Помните, раньше были пятилетние планы – как в государстве, так и у корпораций?
Сейчас нельзя прописывать планы не то что на месяц, а даже на неделю. Нужно каждый день обрабатывать статистику и делать ежедневный план.
Главная проблема современности – это не «чёрные лебеди», а чёрные бараны – неэффективные менеджеры, которые имитируют работу и каждую секунду объясняют, почему чего-то не произошло: «банкиры не дали мне кредит», «клиенты не так сработали», «сотрудники ушли на удалёнку, а я бы хотел их видеть в офисе», «сотрудники не отвечают на звонки и не работают в выходные».
Сейчас все ваши коллективы и конкуренты внимательно смотрят на вас, поэтому нужно перестать примерять статус жертвы и показать, что у вас всё хорошо.
Сейчас мы пришли в экономику одиночества, когда люди в основном общаются с экранами. Люди всё чаще будут покупать только нужные им вещи за свои, а не кредитные деньги, и желательно с доставкой домой.
Сколько продлится кризис и как быстро люди вернутся к старому потреблению – неизвестно. Даже если это продлится год, это отрезвит многих предпринимателей и регуляторов рынка.
Скорее всего, ещё лет 5 мы будем работать на ресурсе чистой, честной и понятной экономики.
Источник: Телеграмм канал Synergy.Online