Фестиваль «Видеть музыку»: можно ли станцевать Тургенева?

13, Ноя, 19

Можно! – убедительно отвечает на этот вопрос Саратовский театр оперы и балета, отличившийся в Москве на фестивале «Видеть музыку» элегантным спектаклем «Вешние воды» по одноименной повести Ивана Сергеевича Тургенева.

 В Саратове главное культурное мероприятие  — ежегодный международный Собиновский фестиваль,  (по имени выдающегося русского тенора Леонида Собинова). Он проводится уже более 30 лет, и теперь это один из самых известных в стране музыкальных форумов, в программе которого спектакли, концерты и конкурсы. Несколько лет подряд он назывался лучшим музыкальным фестивалем в России. Поэтому, в первую очередь, свой новый спектакль «Вешние воды» Саратовский театр показал у себя дома на Собиновском фестивале в 2018 году в год 200–летия со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева. Премьера имела такой успех, что было решено через год показать «Вешние воды» в Москве на ежегодном смотре музыкальных театров «Видеть музыку», где он также был очень тепло принят многочисленной московской публикой. Специально для этого балета Саратовским театром была заказана музыка композитору Владимиру Кобекину. Он же написал либретто в соавторстве с хореографом-постановщиком Кириллом Симоновым.

И композитор, и балетмейстер пошли по пути «вечных ценностей» – основа и в музыке, и в хореографии – классические традиции. Элементы современной пластики органично вплетались в общий рисунок: «Я решил сохранить дух того времени»,- поясняет  Кирилл Симонов, — «поэтому хореография, хоть и достаточно современная, в большой степени опирается на классику, а новаторские изыски я сознательно сразу оставил в стороне, работая над этим спектаклем. Мне хотелось сделать его более традиционным.  Да и музыка Владимира Кобекина — совершенно классическая. Трудно сказать, о чем  спектакль. Это дух эпохи, воспоминания героя о несбывшемся счастье».

Любовь чистой  юной  Джеммы (Кристина Кочетова), главный герой Санин (Алексей Михеев) не оценил, поддавшись соблазнению замужней  обольстительницы Полозовой (Татьяна Князюкова). Развращенную кокетку не смущает и присутствие мужа Ипполита (Александр Седов), самого, впрочем, тоже не слишком невинного. Исполнение всех основных партий впечатлило и публику, и критику, и вызвало восхищенные комментарии.

Спектаклем дирижировал Юрий Кочнев, художественный руководитель и главный дирижер Саратовского театра оперы и балета. Он же основатель Собиновского фестиваля и бессменный его руководитель. Художники-постановщики балета «Вешние воды» Екатерина Злая и Александр Барменков, художник по свету Екатерина Чернощекова создали свою тонкую партитуру форм и красок. Костюмы, сценография, свет – все подчеркивает характер образов и главную идею —  в памяти постаревшего героя оживают воспоминания о потерянной любви.

 Нельзя исключить и элемент  автобиографичности, приходят на память  обстоятельства жизни самого писателя, проведшего ее, как он сам говорил, «на краю чужого гнезда» семейства Виардо. Известно, что Тургенев много лет любил Полину Виардо, испано-французскую певицу (меццо-сопрано), жену директора театра в Париже Луи Виардо. Некоторые исследователи считают, что знаменитый романс А.Абаза на стихи Тургенева отражает чувства писателя к певице.

Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Вспомнишь обильные страстные речи,
Взгляды, так жадно, так робко ловимые,
Первые встречи, последние встречи,
Тихого голоса звуки любимые.

Музыкальность языка Тургенева – большая тема литературоведческих исследований. Возможно, в первую очередь, именно это его свойство и вдохновило таких мастеров, как  Кобекин и Симонов, на создание красивой балетной версии повести «Вешние воды», мастерски исполненной артистами Саратовского театра оперы и балета на московском фестивале.

                                                                        х х х

Ольга Новикова

Фото балета «Вешние воды». предоставлено фестивалем.


Create Account



Log In Your Account