Гастроли Кристине Ополайс и Джонатана Тетельмана в Москве

13, Мар, 20

Выступление двух оперных звезд в Большом зале консерватории стало одним из  самых популярных событий сезона, о которых потом долго говорят.  Оба исполнителя впервые дали концерт на знаменитой площадке.  Для американца Джонатана Тетельмана это было знакомство с Россией вообще, а латвийская певица Кристине Ополайс в Москве бывала не раз как член жюри проекта Большая опера. Кристине делает для этого конкурса оперных певцов в некотором смысле исключение —  она не любит судить других исполнителей и часто отказывается от этой роли на других конкурсах, понимая, как она говорит,  изнутри переживания участников. Наверное, поэтому, — объясняет певица, —  она очень мягкий и доброжелательный судья.

Московский концерт Кристине Ополайс посвятила памяти Андрейса Жагарса, ведущего Большой оперы, который когда-то пригласил ее в этот проект. Режиссер Андрейс Жагарс,  ушедший в позапрошлом году, 17 лет руководил Латвийской национальной оперой им. Я.Витолса в Риге,  где в начале своей карьеры Кристине Ополайс пела в хоре. Прежде чем влиться в  столь солидный театральный коллектив, Кристине пробовала себя на поприще рок-певицы, эстрады,  в фитнес-клубе, хотела стать драматической  актрисой. Она писала музыку и стихи, даже посылала образцы своего творчества Алле Пугачевой,  но, в конце концов,  поняла, что больше всего хочет быть на оперной сцене. Увидев ее артистизм, огромное стремление, незаурядный актерский дар, Жагарс дал ей возможность выступить в качестве солистки, не смутившись тем, что она не доучилась в Латвийской музыкальной академии, бросив ее по своему свободолюбивому «хотению». «Не могу быть в системе», — рассказывает о себе певица, — «Мне нужна была  свобода делать только то, что нужно для сцены, а в учебном заведении приходится заниматься разными  вещами, которые мне – я была уверена —  никогда не пригодятся как оперной певице».

В Риге Кристине Ополайс очень успешно выступала ведущих партиях в операх Пуччини, Чайковского, Вагнера, Моцарта, Шостаковича. А потом приняла участие в прослушивании, где ее отметил прославленный маэстро Даниэль Баребойм, главный дирижер Берлинской государственной оперы, и пригласил на титульную партию в «Тоске» Пуччини.  У известного дирижера и молодой латвийской певицы оказалось немало общего.  Баренбойм,  родившись в Аргентине,  получил от своих родителей, эмигрантов из России,  серьезное музыкальное образование, основанное на русской фортепианной школе. Потом он учился искусству дирижирования в Зальцбурге у Игоря Маркевича. Супруга Баренбойма — пианистка  Елена Башкирова, дочь известного профессора Московской консерватории Дмитрия Башкирова.

Кристине Ополайс тоже из музыкальной семьи, а русский язык для нее —  второй родной (мама – белоруска) . Она любит русскую музыку и говорит, что до конца понять ее и лучше всего исполнить могут только артисты с русской ментальностью, романтикой и страстью. Из русского в репертуаре Кристине -Татьяна, Лиза («Евгений Онегин», «Пиковая дама» Чайковского), Полина («Игрок» Прокофьева»), Катерина («Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича), Тамара («Демон» Рубинштейна).  К Татьяне у певицы особое отношение: « Мой талисман в оперной карьере — сцена письма Татьяны из «Евгения Онегина». Где бы я его ни пела на прослушиваниях по-русски — везде мне сопутствует удача!».

Кристине называет Андрейса Жагарса и Даниэля Баренбойма главными людьми, благодаря которым у нее все так сложилось в профессиональной жизни.  С «Тоски» под управлением Баренбойма в Берлинской опере началась европейская слава латвийской примадонны. Вскоре с не меньшим успехом и тоже под управлением этого дирижера Кристине исполнила в Ла Скала партию Полины в «Игроке» Прокофьева. И теперь, спустя полтора десятка лет, Кристине Ополайс – мировая звезда, признанная одной из лучших  исполнительниц опер веристов.  (Веризм – направление в итальянской опере конца 19 века, к которому относят творчество Пуччини, Леонкавалло, Масканьи,  Джордано, Чилеа, писавших на реалистические, часто трагические сюжеты из жизни простых людей). В московском концерте прозвучали известные арии, дуэты и оркестровые эпизоды  из опер этих композиторов, а также Славянский танец и Ария Русалки из одноименной оперы Дворжака.

Вместе с Кристине выступил молодой, но уже известный и высоко оцененный международной критикой и публикой американский  тенор Джонатан Тетельман. В нашей прессе его называют чилийским певцом, но это не совсем верно. Он родился в Чили, но не знает своих биологических родителей, так как в годовалом возрасте его усыновила американская семья. Его родной язык — английский, он вырос в Нью Джерси и получил образование в Нью Йорке, в Манхэттенской школе музыки, и его первые выступления состоялись в Линкольн-центре.  Американская газета «The New York Times» уже в начале карьеры назвала Тетельмана «total star», и бурная реакция  московской публики показала, что это справедливо –красивый, мощный, льющийся  голос, отменная школа, артистизм и эмоциональность на грани, но без переигрывания. (В веристских операх артистов  иногда подначивает искушение изобразить «по полной программе» ужасную трагедию или неистовую страсть).  За кулисами певец сказал, что он был наслышан о публике Большого зала консерватории, волновался, и очень счастлив  получить такой восторженный  прием разборчивых меломанов.

Кристине Ополайс и Джонатан Тетельман выступали с оркестром Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, а за дирижерским пультом был французский маэстро Адриан Перрюшон. Он оценил высокий профессионализм российских музыкантов и комфортную атмосферу дружелюбия и взаимопонимания на репетициях.

Завершающим  программу дуэтом из оперы Джордано «Андре Шенье» публика не удовольствовалась и настойчиво требовала бисов. За это получила дуэт Рудольфа и Мими из оперы Пуччини «Богема», который вызвал новые овации. Остается надеяться, что устроители этого концерта не сделают невыгодных для нас выводов о ценах на билеты к следующему разу, увидев такой грандиозный успех первого в Большом зале консерватории концерта мировых оперных звезд Кристины Ополайс и Джонатана Тетельмана.

На концерте побывала музыкальный критик Ольга Новикова

Фотографии предоставлены организатором/пресс-службой Moscow Nights

   


Create Account



Log In Your Account