Николай Петрович Шереметев, родившийся 25 марта в самом начале ХХ века, в чем-то повторил судьбу своего полного тезки прапрадеда (1751-1809), сенатора, одного из богатейших людей в Российской Империи, который бросил вызов общественному мнению и женился на крепостной актрисе театра, построенного еще его отцом. Петр Шереметев внес солидный вклад в русскую культуру, создав также в 1760-х годах балетную и живописную школы в усадьбе Кусково.
Лучшая пора театра началась при графе Николае Петровиче Шереметеве. Коллектив состоял из 200 крепостных, и Николай Петрович организовал их обучение сценическим искусствам. Кроме русских драматических актеров, в качестве педагогов были приглашенные из Италии (пение) Франции (балет), Германии (музыкальные инструменты). В театре был обычай присоединять к фамилиям крепостных артистов вторую, образованную от камней – Шлыкова-Бирюзова, Деулин-Сердоликов. Так появилась талантливая Параша (Прасковья) Ковалева-Жемчугова, попавшая на обучение в театр в семилетнем возрасте и впоследствии блиставшая на сцене. Николай Петрович так полюбил свою крепостную артистку, что женился на ней, и она получила вольную. Сегодня мы можем увидеть, как она выглядела, благодаря портрету кисти другого крепостного графа Шереметева – художника Николая Ивановича Аргунова.
Николай Петрович Шереметев-младший унаследовал фамильную любовь к музыке и театру. Он, разумеется, получил прекрасное разностороннее образование, включая музыкальное, превосходно играл на своей любимой скрипке работы Николо Амати, учителя Антонио Страдивари. После революции, когда семья Шереметевых потеряла все свое состояние, мать добилась разрешения на выезд за границу с детьми. Но Николай категорически отказался уезжать. Он увидел репетицию спектакля «Принцесса Турандот» в театре Вахтангова и без памяти влюбился в актрису Цецилию Мансурову. Она была замужем и на семь лет старше его. Мать взывала к разуму сына, но все было напрасно. Семья эмигрировала, а он остался и женился на Мансуровой после того как она развелась с мужем. А в 1924 году и сам поступил в театр Вахтангова на должность концертмейстера скрипок в оркестре. Вскоре проявил себя еще и как композитор — сочинял музыку к спектаклям, которые шли в театре («Соломенная шляпка», «Ревизор», «Перед заходом солнца» и другие).
Николай Петрович Шереметев был хорош собой, элегантен, знал этикет и несколько языков. При этом был отзывчив и прост в общении, как настоящий аристократ. Когда в театр приезжали иностранные гости – писатели, режиссеры, артисты – общение с ними поручали Николаю Петровичу.
В 1930-е годы у театра появился свой дом отдыха – им оказался бывший охотничий дом Шереметевых в Плёскове в 35 километрах от Москвы. Обслуживающий персонал состоял из старых графских слуг, которые помнили «Николашу» еще ребенком. Когда он впервые приехал в отпуск с женой, среди местных начался переполох. Повар готовил «их сиятельствам» отдельно и подавал сам. Крестьяне являлись с подарками и отвешивали поясные поклоны.
Судьба уготовила прекрасному человеку короткую жизнь и загадочную смерть. Он погиб на охоте, и до сих пор неизвестно, чей выстрел оборвал его жизнь.
х х х
Ольга Новикова
Фото взяты из открытых источников инернета