«Идиот» — первая премьера сезона в Театре им. Моссовета

08, Окт, 17

В Театре им. Моссовета выпустили первую премьеру в сезоне. Юрий Ерёмин, работающий в этом театре более 15 лет, поставил спектакль по роману Ф. М. Достоевского «Идиот» — это уже третья постановка режиссера по роману, и третья постановка по произведениям Достоевского.

Юрий Ерёмин ставит Достоевского так, что не пытается в нем искать “новые формы” или самовыражаться, он пытается искать то, что хотел сказать автор в своем произведении, и показать именно тех героев, о которых писал автор. Юрий Ерёмин работает с каждым актёром, пытаясь донести до него, а потом через него и до зрителей то, что сам прочел, открыл в романе, то, что, по его мнению, хотел сказать автор. И «Идиот» стал именно такой постановкой. Весь роман уложить в три часа с антрактом невозможно, поэтому жанр спектакля определен как «пьеса Юрия Ерёмина по мотивам Ф. М. Достоевского». Хотя сильных отступлений в постановке от романа нет, просто невозможно за такой короткий промежуток времени раскрыть всех персонажей, показать все переплетения сюжетов, но можно перелистать страницы романа, и показать жизненные пути героев, попытаться дать зрителю задуматься о том, кого из них ждет рай, а кого ад, и почему. Чем Юрий Ерёмин и занялся в своей постановке.

Режиссер спектакля выступил и сценографом. На сцене три уровня — три постамента, которые соединяют наклонные подиумы. Подиум от нижнего постамента уходит в пустоту, в пропасть, в ад, от верхнего – к раздвижным дверям, которые открываются, и за ними виден свет, рай, оттуда в начале спектакля и появляется князь Лев Николаевич Мышкин (Антон Аносов). И между раем и адом течет жизнь, где герои проходят через испытания, чтобы потом либо низвергнуться в огонь, либо уйти к свету. По окружности сцены расставлены уходящие вверх конструкции, которые похожи на разрезанные на четыре части столбы, увенчанные маковками-свечками, среди них и происходит действие. По центру висит колокол, в который герои звонят, перелистывая страницы своей истории.

В спектакле заняты два состава артистов: Антон Аносов / Дмитрий Подадаев (Мышкин), Екатерина Гусева / Юлия Хлынина (Настасья Филипповна), Захар Комлев / Владимир Андриянов (Рогожин), Анатолий Васильев / Александр Бобровский (Епанчин), Галина Дашевская / Нэлли Пшенная (Епанчина), Татьяна Храмова / Кристина Исайкина (Александра), Анна Михайловская / Анастасия Пронина (Аглая), Геннадий Коротков / Дмитрий Журавлев (Тоцкий), Нил Кропалов / Антон Поспелов (Иволгин), Марина Кондратьева / Татьяна Родионова (мать Иволгина), Яна Львова / Александра Кузенкина (Варя, сестра Иволгина), Владислав Боковин / Евгений Ратьков (Фердыщенко), Владимир Горюшин / Андрей Смирнов (Лебедев), Алексей Шмаринов / Сергей Зотов (Радомский).

Главные роли на премьерном показе доверили играть тем, кто поопытнее и поувереннее. Роль князя Мышкина исполнил Антон Аносов. Этот актер, в каких бы спектаклях не выходил, всегда обращает на себя внимание: не потому что он сам старается как-то выделиться, а потому что невозможно не выделить его, как увидишь. А здесь главная роль, да еще какая! Но именно об Антоне первый раз я и подумала, когда узнала, что в «Моссовета» будут ставить «Идиота». В «Идиоте» ему пришлось настолько измениться, что его невозможно узнать. Нет не внешне, — внешне он такой ж, не узнаешь его именно, как актёра, и удивляешься, что он может быть и таким. Он играет князя глуповатым, нездоровым, наивным, слегка заикающимся, верящим окружающим, пытающимся искать в них добро и видеть лучшее. Для него нет грешных, для него есть несчастные, которым он пытается помочь, как может. В роли Настасьи Филипповны Барашковой на сцену вышла Екатерина Гусева. Её Настасья Филипповна красива и горда. Но не сказать, что в этой постановке она надменна и играет людьми, здесь Настасья Филипповна просто женщина, которая пытается выжить в тех обстоятельствах, которые ей еще с детства определили окружающие люди. Поэтому князь и не видит в ней греха, а видит только то, что она несчастна, ведь как бы она не хотела вырваться из рамок, определенных ей обществом, — это невозможно. И Екатерине удачно удается передать и порочность, и страдания своей героини. На роль Парфёна Рогожина приглашен актер Захар Комлев. Это имя неизвестно московскому театральном зрителю, он актер Академического театра драмы им. В. Савина из города Сыктывкара, а в этом году окончил режиссерский факультет Щукинского театрального института (курс Юрия Ерёмина).

Костюмы (Виктория Севрюкова) в спектакле классические. Если в первом акте почти все одеты в серое и черное, выделяется только более светлый костюм Мышкин, и в одежде Настасьи Филипповны присутствует красный цвет, то во втором акте — в светлое одеваются все, как будто в их жизни Мышкин принес свет, давая надежду на спасение души, давая указания на верные пути и вбирая в себя их грехи.

Под удар колокала сцены сменяют одна другую, и в каждой показана драма, в каждой сцене люди несчастны, несчастны от стечения обстоятельства, от любви, от ревности, от безденежья, от своих взглядов. Герои проживают свою жизнь, качаясь как на качелях, которые в какой-то момент появляются на сцене, между раем и адом и ища свой путь.

Наталия Козлова

Фото предоставлены пресс-центром театра


Create Account



Log In Your Account