Именно так возникла музыка!

07, Июл, 17

Беспрецедентная премьера венчала очередной сезон Детского музыкального театра имени Наталии Сац. Режиссер Георгий Исаакян и художник Валентина Останькович  представили  оперу на музыку Владимира Мартынова “Упражнения и танцы Гвидо”.

“Это уникальное произведение создано Владимиром Мартыновым, одним из лидеров советского еще авангарда, одним из главных экспериментаторов с электронной музыкой. Он написал оперу фактически о возникновении музыки – музыки в том виде,  какой  мы сегодня ее знаем. Произведение, которое за 20 лет его существования ни один театр пока не рискнул поставить. Это история об одном из главных для мировой культуры персонажей, о великом Гвидо д’ Ареццо придумавшем тот нотный стан, которым мы пользуемся уже тысячу лет. Эта опера равно важна  и  как произведение для изысканных профессионалов,  и как просвещенческое, образовательное полотно. В  ней рассказывается о том, чего сегодня уже практически никто не помнит: что когда-то не было ни нот, ни нотного стана, ни современной системы записи музыки и что это все придумал один человек, бенедектинский монах, который жил на рубеже X-XI  веков, тот самый Гвидо. Каждый эпизод оперы основан на одной  из ступеней музыкальной гаммы – и в спектакле тоже семь картин. Семь – вообще, очень важное число для спектакля, ведь семь ступеней нотного стана – это семь небесных сфер, семь цветов светового спектра, семь дней творения, семь чудес света…- тот шифр, за которым кроется идеальная гармония, ключ к музыке, что способна открыть любое человеческое сердце”,  – сказал перед премьерой режиссер Георгий Исаакян.

Либретто написано самим композитором на основе средневековых латинских текстов  — трактата св. Бонавентуры  “Путеводитель души к Богу” и стихотворного Миланского трактата  об органуме анонима, также цитируется текст письма Гвидо монаху Михаилу о “незнакомом пении”.

“Эта опера о том, как литургия превратилась в оперу, а церковный кантор – в оперного артиста. Гвидо превратил шесть ступеней ведущих к Богу, в шесть ступеней звукоряда, поднимаясь по которым композиторы переходят от одних оперных красот к другим, но эти ступени уже не могут привести душу к Богу. Человек состоит на 80 процентов из воды. Так же и композиторы всех эпох и народов на 80-90  процентов состоят из Гвидо Аретинского”,   – говорит композитор Владимир Мартынов о своем произведении.

Спектакль создан в пространстве живописного цеха  и зритель, проходящий через закулисье, получает дополнительное волнение и живой интерес от создания оперы. Необычную музыку произведения невозможно исполнять в привычном, ординарном антураже. Поэтому театр Сац и выпустил спектакль в таком необычном месте.

Сценография Валентины Останькович включает в себя не столько декорации, как таковые  – естественной декорацией становится сам художественный цех – сколько видеоинсталляции. Зритель погружается в антураж того времени, когда проводил свои исследования и изыскания Гвидо.  Мотивами  инсталляций являются атрибуты химических опытов,  астрономические карты в виде проекций звездного неба,  изображения аллегорий  “музыки сфер”, абстрактные цифровые ряды, как образцы математических изысканий Гвидо.  Апофеоз оперы, в хорошем смысле слова шокирует зрителя,  знаменитая “Гвидова рука” – старинный метод обучения чтению нот  практиковавшийся с 11-го  столетия вплоть до начала 20-го века. Согласно этому методу суставы и части каждого пальца левой руки обозначают ноты определенной высоты.

И не смотря на то, что метод записи нот впоследствии усовершенствовался,  именно благодаря бенедектинскому монаху Гвидо из тосканского городка Ареццо, появился способ сохранить музыку,  сохранить звучащие шедевры. И постановкой этой оперы театр хочет помочь зрителям окунутся в эпоху этого изобретателя системы нотной записи, роль которого в истории музыки  сложно переоценить.

Театр всю работу над оперой проводит исключительно своими силами:  струнный оркестр,  дополненный синтезаторами, хор и солисты под руководством главного дирижера театра  Алевтины Иоффе. Титаническими усилиями музыкантов слушатель окунается в мир,  созданный композитором, и являет себя участником событий. Солисты – тенор и дуэт сопрано – демонстрируют недюжинную выносливость  в исполнении своих партий. Неподготовленному зрителю будет тяжело и многое не понятно, но, а истинный любитель получит огромное удовольствие от созерцания оперы Владимира Мартынова “Упражнения и танцы Гвидо”.

 

Сабадаш Владимир побывал на премьере.

Фото – Елены Лапиной — Театр Сац.


Create Account



Log In Your Account