Исторический музей Москвы: художественная «премьера» в преддверии юбилея 16+

Данный материал подпадает под возрастное ограничение 18+, не предназначен для лиц младше этого возраста.
21, Ноя, 21

«Премьерой» в своем роде это можно назвать потому, что впервые одновременно все семь крупноформатных портретов серии «Смолянки» выдающегося русского портретиста XVIII века Дмитрия Григорьевича Левицкого доставлены из Санкт-Петербургского Русского музея для выставки в Москве. Такой подарок Русский музей сделал столичному Историческому музею в честь его 150-летнего юбилея, отмечающегося в 2022 году: 9 февраля 1872 года император Александр II подписал Указ о создании Российского исторического музея на Красной площади.

Портреты питомиц Смольного института – далеко не все экспонаты, привезенные из Санкт-Петербурга в Исторический музей, но это – мировые шедевры, кульминация выставки, ее главная достопримечательность, символизирующая век просвещения в России, начало классического образования для женщин. Тут же еще два портрета кисти Левицкого — Екатерины II и Ивана Бецкого. Рядом с ними портрет самого Левицкого, выполненный Иваном Яковлевым. Имя живописца как работника, которому положена оплата, встречается среди счетов по «комнатной сумме» Екатерины II: «Живописцу Левицкому за два портрета Ея Императорского Величества 1000 р.» (1773 г.); «Живописцу Левицкому за большой Наш портрет 1000 р.» (1778 г.).

Название Смольный, перешедшее к институту от монастыря, сохранилось от находившегося здесь при Петре I Смольного двора, где хранили смолу и варили деготь для Адмиралтейской верфи. Место было памятным для императрицы Елизаветы Петровны: при Смольном дворе специально для нее был выстроен Петром I небольшой Девичий дворец, в котором она провела свои детские и юные годы, а затем получила его в наследство. Это место Елизавета Петровна выбрала для строительства Воскресенского Новодевичьего монастыря для девиц из благородных семейств (Смольный монастырь) и там же сама намеревалась провести последние годы жизни. Комплекс построек этого архитектурного шедевра возводился по проекту обер-архитектора императрицы графа Варфоломея Варфоломеевича Растрелли, как его звали в России (в оригинале итальянец Бартоломео Франческо). На выставке представлены золотые резные детали церковного декора, выполненные по рисункам Растрелли — Царских врат и иконостаса церкви Святой Екатерины в монастыре.  

Елизавета Петровна не дождалась окончания строительства монастыря. А ее преемница Екатерина II через три года учредила в этом комплексе Императорское воспитательное общество благородных девиц – Смольный институт, положивший начало женскому образованию в России. Главными условиями приема были возраст не старше 6-7 лет, дворянское происхождение и материальное положение семьи (только малоимущие или обедневшие). Цель создания института была основана на идеалах просветительской философии XVIII века: «Дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества».

Но, не желая нарушить волю Елизаветы Петровны, новая монархиня организовала в Смольном институте и общину монахинь, которые, как она полагала, тоже могли бы участвовать в воспитании девочек. Церковь во имя великомученицы Екатерины стала домовым храмом института. Был учрежден штат и содержание монастыря как привилегированного, близкого к императорскому двору. Назначили и первую игуменью Елпидифору (Екатерина Ивановна Кропотова). Ее портрет кисти неизвестного мастера тоже представлен на выставке (долгое время приписывался Боровиковскому).

Осуществление своих далеко идущих планов по созданию закрытого учебного заведения Екатерина II возложила на личного секретаря Ивана Ивановича Бецкого. Внебрачный сын фельдмаршала князя Ивана Юрьевича Трубецкого, Иван Иванович родился в Стокгольме, где отец его был в плену (имя матери, шведской баронессы, неизвестно). По российским законам того времени в фамилии отца незаконнорожденных сокращались первые буквы, поэтому вместо Трубецкого он стал Бецким. (По аналогии поэт Иван Петрович Пнин, старший современник Пушкина – внебрачный сын фельдмаршала князя Н.В. Репнина). Детство и юность Иван Бецкой провел в Скандинавии, затем путешествовал по Европе и преуспевал в науках в Париже. Там же состоял секретарем при русском после и был представлен герцогине Иоганне Елизавете Ангальт-Цербстской, матери Екатерины II. Сам высокообразованный человек Иван Иванович загорелся идеями просвещения и с энтузиазмом принялся за дело создания института благородных девиц. Впоследствии он добился права на образование не только для дворянок, но и для мещанок, а потом и для всех сословий, кроме крепостных.

С помощью воспитания Бецкой стремился создать «новую породу людей», способных, по его мнению, гуманно обращаться с крестьянами и справедливо управлять государством.

Смолянки, как называли учениц Смольного института, изучали точные и естественные науки, историю, литературу, иностранные языки, занимались рукоделием, гимнастикой, танцами, пением, осваивали игру на музыкальных инструментах, участвовали в театральных представлениях. На портретах Левицкого смолянки изображены в танце, в театральных костюмах, за арфой.

Среди других экспонатов — мундирное платье и туфли императрицы, дамские платье и туфли из ткани, коллекция вееров, графические виды института и монастыря, несколько томов «Истории» Николая Карамзина с дарственной надписью учебному заведению, фотоальбом Карла Буллы 1905 года, запечатлевший последние годы существования Смольного института. Поучаствовал в выставке и Эрмитаж — предоставил медали и наградные знаки институток. Самой почетной наградой был шифр – вензель из золота с бриллиантами с инициалами императрицы, который носился на левом плече. Особо отличившиеся талантами и умом смолянки, окончив институт с шифром, могли претендовать на место фрейлины двора.

Исторический музей тоже предоставил для выставки около двух десятков предметов, и среди них уникальный документ: рисунок 1839 года, на котором изображена премилая комната Екатерины Нелидовой, единственное сохранившееся свидетельство того, как выглядели жилые помещения Смольного института.

Выставка продлится до 14 февраля 2022 года.

                                                       х х х

Ольга Новикова

Фотограф Анатолий Яновский

                    


Create Account



Log In Your Account