Из эмиграции «с любовью»

08, Фев, 21

Долгое время наследие русского зарубежья было не знакомо широким массам в нашей стране. Художников эмиграции (даже знаменитых до революции) категорически «вычеркивали» из искусства, не упоминали в советских энциклопедиях, их картины, выполненные ранее не приветствовались на выставках. Сейчас все шире открывается этот пласт и мы понимаем, что и в других странах они оставались по-настоящему русскими художниками (кстати, тот же Константин Коровин рисовал в Париже по памяти русские пейзажи, выплескивая таким образом свою ностальгию по Родине).

«Коллекцiонеръ Клуб» продолжая эту сложную и трагическую во многом тему века XX-го, представил выставку живописи и графики художников русского зарубежья «До встречи в Париже».  Явление это абсолютно уникальное и мы настоятельно советуем поторопиться и посетить до 28 февраля галерейный центр «Артефакт» на Пречистенке, к тому же вход на выставку бесплатный!

Экспозиция включает около 40 картин, в том числе и «маленький шедевр» Сомова под стеклом на входе в выставочные залы. В целом же созвездие имен впечатляет: Константин Коровин, Зинаида Серебрякова, Константин Сомов, Иван Похитонов, Александр Бенуа, Константин Горбатов, Александр Яковлев, Сергей Виноградов, Арнольд Лаховский, Иван Шультце (за свои удивительные произведения, наполненные яркими солнечными лучами, удостоенный при жизни от критиков звания «волшебник света»). Его нежные русские пейзажи настолько прекрасны, что невозможно оторваться.

Все эти художники покинули Россию, кто-то раньше, кто-то позже и буквально в последний момент вырвавшись из «советского сжимающегося капкана» — после художников и артистов уже не выпускали, некоторым пришлось бежать тайком (известны случаи перехода границы через Финляндию в том числе и трагические – люди пропадали без вести, неизвестна судьба некоторых до сих пор).

Одной из самых сложных была история эмиграции Зинаиды Серебряковой. Потомок знаменитых Бенуа и Лансере (дед, Николай Бенуа, был знаменитым архитектором, отец Евгений Лансере — известным скульптором) она сполна хлебнула горя. В эмиграцию уехала от безысходности, после смерти мужа в 1919-м, в советской России в качестве «заложников» остались ее мать и дети только поэтому ее выпустили на выставки, организованные за рубежом. Жизнь в Париже была тяжелой, удалось переправить с помощью родственников только двух детей и им с детства пришлось трудиться во Франции, помогая матери. Счастье, что живы остались все и те, что остались в России, им она при любой возможности посылала свои гонорары. Во время оккупации ей пришлось отказаться от советского гражданства и проживать по Нансенскому паспорту. Искусство Серебряковой стало известно в СССР во время Хрущевской оттепели, ее навестили дети, проходили выставки, печатались альбомы работ. Но все равно знаем мы больше ее работы до эмиграции, поэтому каждая картина «оттуда» — как откровение.

А самым известным русским эмигрантом стал Константин Коровин (1861–1939). Кстати, уезжая он звал некоторых лучших учеников последовать за ним, но они отказались, о чем многие потом жалели. Его жизнь в Париже не была безоблачной, а последние годы он провел в нищете. На выставке представлены четыре работы мэтра. на выставке. Художник запечатлел виды французской столицы множество раз, в разных состояниях, но особенно знамениты его ночные виды (в галерее можно увидеть «Ночной бульвар в Париже» 1927г., «Париж. Ночное кафе», 1929г.). Картина «Le succube» (1923), представленная на выставке, обыгрывающая обычный для художника эротический сюжет с ночным явлением юноше женщины-демона, происходит из коллекции Б.Кустодиева. Они с Сомовым обменялись произведениями на схожую тему.

Интереснейшие истории создания картин, представленных на выставке, можно будет прочитать в каталоге, изданном к проекту. Проектом «До встречи в Париже» «Коллекцiонеръ Клуб» начинает активную выставочно-просветительскую деятельность, рассчитанную на широкий круг зрителей.

Стоит отметить, что с 2019 года интерес к объединению «Мир искусства» и «алмазному венцу» художников начала ХХ века растет, открываются все новые и новые грани – их деятельность для театра (кстати, на выставке есть эскизы театральных костюмах от Коровина и Бенуа), оформительская деятельность и, конечно же, самобытность их творчества. Надеемся, что нас ждет еще много открытий.

Елена Злотникова

Фотограф Андрей Грабарев-Малер

         


Create Account



Log In Your Account