К 100-летию со дня рождения Павла Аедоницкого: концерт в Доме национальностей (16+)

Данный материал подпадает под возрастное ограничение 18+, не предназначен для лиц младше этого возраста.
30, Ноя, 22

Многие сегодня, скорее всего, и не знают, кто такой Павел Аедоницкий и что это за Дом национальностей в Москве. А дом очень примечательный, весьма хорош собой, охраняемый государством памятник истории и архитектуры 18 века в стиле так называемого «Аннинского барокко». Во времена императрицы Анны Иоанновны следовали приемам петровской эпохи в сочетании с элементами древнерусских традиций.

 Государыня пожаловала князьям Куракиным землю в Басманной слободе для строительства «шпиталя» (богадельни-лазарета) с церковью во имя Николая Чудотворца. Автор проекта неизвестен, но, предположительно, француз, так как Борис Иванович Куракин, будучи послом России в Париже, впечатлился там Домом инвалидов и решил построить в Москве такой же «Дом призрения заслуженных воинов», ставший известным как «Куракинская богадельня». Комплекс был построен, как и задумал Борис Иванович, «с хорошей архитектурой, со всей красотой по иностранному обычаю».

Странноприимный дом, потом Хосписный дом, — как в разное время именовали «Куракинскую богадельню», — новые поколения Куракиных обихаживали, поддерживали, достраивали. После революции 1917 года и других исторических перипетий 20 века бывший «шпиталь» много чего претерпел, но в результате четырехлетней реконструкции в начале 21 века первоначальный вид Куракинского комплекса был восстановлен. И сейчас здесь уже почти 20 лет располагается Московский дом национальностей – центр этнокультурного развития москвичей при Комитете межрегиональных связей. Здесь проходят встречи, концерты, конференции и другие мероприятия.

Концерт «Признание» в рамках проекта «Родные песни», посвященный 100-летию со дня рождения Павла Аедоницкого, был этой осенью не единственным в Москве в честь этой даты, но самый ярким,  впечатляющим, с насыщенной разнообразной программой. До отказа заполненный зал долго не отпускал исполнителей. Сегодня новые поколения музыкантов включают в свой репертуар песни, с которыми полвека назад записывали грампластинки и выступали на сценах и с телеэкранов популярные ВИА (вокально-инструментальные ансамбли), певцы Майя Кристаллинская, Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Валентина Толкунова, Эдуард Хиль, Евгений Кибкало, Юрий Гуляев, вокальный квартет «Аккорд» и другие звезды эстрады 20 века. Это тот случай, когда раздаваемое ныне кому ни попадя слово «звезда» можно употребить со всей ответственностью в первоначальном смысле. «Звезду» так захватали, что ее просто необходимо отчистить и вернуть народное звание к прежнему статусу, когда и публика, и журналисты давали его только самым действительно достойным высокопрофессиональным артистам.

Концерт был организован Нижегородским землячеством, ведущим на протяжении 30 лет работу по сохранению памяти о легендарных нижегородцах. Аедоницкий родился на Донбассе, но все детство и юность провел в Горьком (Нижнем Новгороде). При этом корни у него владимирские, в роду много духовенства и музыкально одаренных предков. Прадед композитора священник Федор Андреев за исключительный голос и великолепное пение получил от владимирского епископа прозвание «аедонис» (в переводе с греческого «соловей») и новую фамилию. Так его потомки и стали Аедоницкими.

Закончив музыкальное училище в Горьком, Павел Кузьмич получил затем композиторское образование в Москве в Институте имени Гнесиных (ныне Музыкальная Академия). И хотя делом его жизни стала, в первую очередь, песня (их свыше 200), он, кроме этого, — автор крупных оркестровых и хоровых произведений, детской оперетты «Репка», музыки к 60 драматическим спектаклям, к нескольким кинофильмам. В частности — к комедии «Опекун» с Александром  Збруевым и Георгием Вициным в главных ролях. Песня «Белый пароход» на стихи И. Шаферана из этого фильма в исполнении Ларисы Мондрус ушла в народ и стала отдельно звучать в концертах, по радио, с пластинок, как и остальные широко популярные в то время мелодии Аедоницкого. На концерте в Доме национальностей «Белый пароход», а также песню «Признание» на стихи Т. Бек с успехом исполнила ведущая солистка Москонцерта Вера Берадзе.

Выступали также Светлана Филиппова, Светлана Ильина, Анна Сиднина, Татьяна Ветрова, Алексей Зубарев и другие певцы. Илья Ушуллу пел «На седьмом этаже» (стихи Ю.Цейтлина) – эта песня была очень популярна не только у нас, но и в ГДР в исполнении Инго Графа на немецком языке.

Завершил программу хит 1980-х «Радоваться жизни самой», с которым тогда встречали в Москве бурными аплодисментами эстонку Анне Вески. Последний куплет пели хором все участники концерта, и зал воодушевленно подпевал.

                                                                        х х х

Ольга Новикова

Фото предоставила ведущая концерта Марина Арвели

       


Create Account



Log In Your Account