КАК ВЫ ЛОДКУ НАЗОВЁТЕ, ТАК ОНА И ПОПЛЫВЕТ.

20, Июн, 20

Осторожно! Спойлеры! МОЙ ДРУГ ЗИГМУНД ФРЕЙД —так перевели российские прокатчики фильм “DER TRAFIKANT”.

Я давно не удивляюсь, как у нас коверкаются изначальные названия зарубежных фильмов, но все же каждый раз они ставят меня в тупик. Здесь естественна психология современных прокатчиков, которые стремятся пригнать публику в кинотеатры всеми правдами и неправдами. Собственно, в любой индустрии, даже близкой мне книжной, над названиями произведений думает не только автор.

Так, в одном интервью для «Независимой газеты» музыкальный критик Михаил Марголис рассказал мне о двух вариантах названия своей книги про Диану Арбенину: «Первый – «Портрет Дианы». Но тут книжные дистрибьюторы сообщили, что при оформлении предзаказа такое название у всех оптовиков ассоциируется с совершенно конкретной, трагически погибшей английской принцессой. Я, право, удивился, но предложил другой вариант: «Редкая птица» (полную версию материала «С мужчиной проще договориться» можно прочесть на сайте газеты, 04.03.2020).

Этот случай один из, и вполне обоснован. У меня имя Диана так же, как и у большинства, ассоциируется с прекрасной леди Ди. А расчёт дистрибьютеров больше был именно на мою возрастную группу, что значит, был верным.

История с названием фильма про владельца табачного киоска совершенно иная. От здравого смысла — только спекуляция известным именем дедушки Фрейда, известного своими поразительными открытиями в психологии, неоднозначными теориями и сложной судьбой. Сразу оговорюсь, фильм не о Фрейде, хотя он и является одним из главных героев. И слава богу, не о любви. Эта история о дружбе, взаимоподдержки, искренности, о том, как в страшное время обнажается человеческая суть… Ой, опять не так! Давайте уже без заунывных серьёзностей и высокопарностей. Ведь время не то, нужны другие изобразительные средства в статьях, чтобы донести информацию до читателя. Давайте, просто примерим шкуру главного героя.

У подножия горы расположилось озеро, вокруг сосны, маленькие домики вдалеке друг от друга — идиллия. Гуляет скот, поют птиц, в воздухе разлита свежесть. Домик у озера, в котором живут мать и сын. Мать работает горничной в местном отеле, а сын предоставлен сам себе — от нечего делать он придумывает странные занятия, погружается в озеро, изучает мир под водой, а заодно и себя. Когда мать теряет любовника, который им подкидывал денег, она решает отправить сына в город — Вену — к своему старому знакомому — владельцу табачного киоска. Там юноша знакомится с профессией табачника, встречает Фрейда, находит любовь…

Разговоры юноши и Фрейда часты, но не являются самоцелью фильма. Табачник Отто так же, с отцовской заботой, передаёт юноше свои знания не только о табаке, но и об удовольствиях жизни. Эти отношения ученика и учителя как раз и заставят сделать жизненно важный для юноши выбор в конце фильма. Время действия — приход Гитлера в Австрию, начало гонений евреев. Под конец фильма Фрейд со своей семьей вынужден уехать в Лондон, а юноша остаётся в Вене. Он разочаровался в любви, в жизни, повзрослел и уже не желает прятаться в бочке с водой в родной деревеньке. Он не желает оставаться в стороне от происходящих в мире страшных событий, которые напрямую коснулись его. Он помнит, чему его учил табачник. Все листки со снами, которые юноша записывал по совету Фрейда, остались на стене опустошенного и покинутого киоска, покинутого, разложенного рая…

«Владелец табачного киоска», или «Табачник», как название фильма «Сапожник», отвечает замыслу фильма. Общее и конкретное одновременно, логичное. Визуальная составляющая — место съемки, костюмы, операторская работа — великолепная, полное ощущение продуманности деталей. Хотелось останавливать запись на кадрах и делать зарисовки. Сон юноши, в котором он возвращается в дом матери, или где его возлюбленная уходит под воду озера и выпускает изо рта вместо пузырьков бутоны алых роз, или где он гребёт на лодке в сторону двух гор-близнецов, верхушки которых погружены в туман. А ещё прекрасный образ довоенной Вены с ее разноцветными гирляндами, весёлыми ярмарками, красивейшей архитектурой — все это придаёт определенное очарование и шарм истории про табачника, вернее, табачников, и точно останется в памяти, а, может, и в сердце.

Марианна Власова


Create Account



Log In Your Account