Книжный фестиваль «Красная площадь». Итоги первого дня

07, Июн, 20

Первые же сеансы на Книжном фестивале «Красная площадь» показали максимальную посещаемость. К сожалению, мы вынуждены были отказать тем, кто пришел без регистрации. И благодарим наших гостей за понимание. Эпидемиологическая ситуация на фестивале в норме и находится под постоянным контролем Роспотребнадзора, который работает вместе с нами.

О Москве и хрупкости жизни

В лектории площадки «Художественная литература» состоялась встреча с автором романа «Дни Савелия», театральным артистом Григорием Служителем. Речь шла о ракурсах и контекстах современной прозы. Напомним, что дебютный роман Григория Служителя «Дни Савелия» вышел в 2018 году и стал большим событием в литературном мире. Роман Григория Служителя – это и почтительный кивок в сторону русской классики, и чрезвычайно цепкий – артистический – взгляд на окружающую действительность, и глубина философских размышлений.

По признанию автора: «Моя книга о Москве. Я люблю этот город, он меня вдохновляет». Поделился Григорий и тем, как проводит время в самоизоляции: «Во время пандемии я пишу рассказы и эссе. Пока ещё рано делать заключения о сегодняшней ситуации. Пока неопределенная ситуация во всем, что происходит вокруг. Я к миру отношусь трепетно. Пандемия должна научить нас так относиться к земле и окружающей среде».

Также автор признался: «Мне интересна, если  говорить о литературе, тема отношений между людьми. Сегодня люди стали больше думать, откуда они. В романе «Дни Савелия» это есть, он о том, что есть нечто хрупкое в мире, есть бродячие животные… Люди станут добрее после прочтения моей книги».

Болдинский карантин Пушкина. Советы поэта из самоизоляции

В первый день фестиваля «Красная площадь», в день рождения Александра Сергеевича Пушкина, главный редактор издательства «Вече», кандидат исторических наук Сергей Дмитриев провел встречу, посвященную 190-летию Болдинской осени. Его рассказ о творчестве поэта на фоне эпидемии холеры 1830 года сопровождался демонстрацией слайдов с документами эпохи и иллюстрациями, на которых запечатлены художественные произведения времен жизни Александра Пушкина, автопортреты поэта, портреты его родных и друзей, карта его путешествий и др.

Сергей Дмитриев рассказал, как Александр Пушкин впервые столкнулся с холерой, как оказывался в эпицентре эпидемии чумы и даже ездил смотреть на чумных больных. И как перестал бояться после этого всех этих заболеваний.

В 1830 году поэт отправился в Болдино, чтобы уладить денежные дела перед намечающейся свадьбой с Натальей Гончаровой. Здесь его и застала эпидемия холеры. Поначалу Александр Сергеевич не принял ее всерьез. «К приличным людям холера не пристает», – говорил поэт.

Москва была закрыта, и поэт вынужден остаться в Болдине. Сергей Дмитриев рассказал, как жил Александр Пушкин в карантине, как был устроен его быт и как он даже читал лекции о холере крестьянам.

За 65 дней карантина – лектор напомнил, что примерно столько длился период самоизоляции россиян при коронавирусе – поэт написал 30 стихотворений, «Повести Белкина», закончил роман «Евгений Онегин». Болдинская осень стала самым плодотворным временем в жизни Александра Пушкина.

«В одном из писем Александр Пушкин дает совет: «Не хандрить, будем мы живы и будем и веселы!» Поэт шлет нам совет быть стойкими и не унывать», – завершил свое выступление Сергей Дмитриев.

Андрей Рубанов: «Врать нельзя!»

Андрей Рубанов, автор романов «Патриот», «Готовься к войне», «Хлорофилия», «Финист — ясный сокол», лауреат премий «Национальный бестселлер» и «Ясная Поляна», представил роман «Сажайте, и вырастет», сборник малой прозы «Жестко и угрюмо», а также рассказал о только что написанном новом романе.

«Я пришел сегодня сюда, чтобы поддержать свое издательство, мы – товарищи, делаем одно дело, и оно очень важное – мы должны книжный рынок перезагрузить и возродить. Это я говорю как бывший бизнесмен», – говорит писатель.

Автор впервые прямо на стенде фестиваля увидел новое издание романа «Сажайте, и вырастет». «Действие романа разворачивается в 1996 году,  он не про тюрьму, а про свободу, ведь у человека есть выбор всегда. Мы рождаемся свободными, и у нас свободу нельзя отобрать – ни в тюрьме, ни в самоизоляции. Выбор бесконечен – спорт, кулинария, отношения с близкими. «Сажайте, и вырастет» – книга автобиографическая. Я ее долго писал, потом придумал, как будет написана, и в 2005 году отнес в другое издательство, где ее отвергли…», – рассказал Андрей Рубанов.

«Сборник «Жестко и угрюмо» – автофикшн, как у Лимонова и Довлатова, – говорит писатель. – Все время нужно писать о себе, чтобы представлять то, о чем ты пишешь.  Любой сильный автор работает на основе личного опыта. Все русские писатели пережили бурную жизнь – Лев Николаевич Толстой воевал и писал про войну, Достоевский был на каторге… Врать нельзя! Желательно, чтобы у писателя была другая профессия, далекая от литературы. Без опыта не бывает высказывания. Надо сначала жизнь прожить и потом дерзать выйти на люди со своими высказываниями».

Рассказал автор и про новый роман: «Заканчиваю новую книжку – это будет фантастика на современном материале. Те из вас, кто бывал в Европе, видели в католических храмах деревянные статуи. До 1722 года в России также можно было размещать в храмах такие статуи. Об этом – моя новая книга. Это начало сюжета. Сверхзадача моя была – попробовать развязать узел между язычеством и православным христианством. Например, меня заинтересовала святая Параскева Пятница, которая унаследовала черты от языческой богини Мокоши… Об этом я и написал приключенческий роман».

При работе над книгой Андрей Рубанов погрузился в изучение языческих и христианских традиций, собирал материал в музеях и храмах. Он показал куклу-мотанку – «это исключительно женская практика. Такие куклы мотаются на определенную проблему, на основе интуиции. Мужчинам трогать таких кукол нельзя… Вот эта кукла Мара – злая, гневная ипостась богини Мокоши», – рассказал писатель.

Пушкин и рояль

В день рождения Пушкина на Главной сцене фестиваля «Красная площадь» его стихи прочли Любовь Толкалина и Мария Михалкова-Кончаловская.

Под аккомпанемент рояля выступление началось с литературного анекдота – поэмы «Граф Нулин». Ее поэт написал во время ссылки в Михайловском, как раз в то время, когда в Петербурге произошло восстание декабристов. Продолжились чтения фрагментами из школьной программы: отрывками из «Полтавы» и «Бахчисарайского фонтана», «Памятником», «Пророком» и «Бесами». И то, что все присутствующие возле сцены, безусловно, знали все эти строки и могли продолжить чтение с любого места, позволяет надеяться, что Александр Сергеевич и в будущем никуда не денется из нашего культурного кода.

Как эффективно работать на самоизоляции?

Презентация книги «Удаленка. Экспресс-курс по работе из дома» объединила всех, для кого удаленный формат работы стал в эти дни новым вызовом.

Свою книгу представили соавторы Глеб Архангельский, председатель движения Лиги «Время», руководитель корпоративных проектов внедрения тайм-менеджмента в «РУСАЛ», «Майкрософт», «Газпромнефть», и Ольга Стрелкова, сооснователь и исполнительный директор Лиги «Время», соавтор и партнер Глеба Архангельского, главный методист движения.

Глеб Архангельский рассказал о том, как быстро была написана и издана книга: «За три дня до введения карантина мы обсуждали с директором издательства «Эксмо» Евгением Капьевым ближайшие проекты, и в разговоре возникла идея, что большая часть людей сейчас начнет удаленно работать и будет нуждаться в пособии. И начался трехнедельный спринт – от задумки до выхода книги, а бумажную книгу выпустили всего за месяц. Книга посвящена тому, как организовать себя и организовать других, если вы руководитель, при удаленной работе».

На их работе, признались соавторы, режим самоизоляции особенно не отразился. «20 лет мы использовали такой подход, совещания по Zoom и вебинары – часть нашей жизни. Пришлось перестроить лишь какие-то вещи, сделали новые онлайн-курсы в «Школе Глеба Архангельского». И в нашей работе сместились акценты на онлайн. К тому же появилось время на написание книг. Скоро – в начале июля – появится новая книга, но пока не скажу, какая», – говорит Глеб Архангельский.

«Главная идея книги в том, что удаленка – это не про карантин, это про новый образ жизни и работы, про новую культуру. Это возможность понять, что вы конкурентоспособны всегда и можете конкурировать за работу не только в своем родном городе. Сегодня огромное количество организаций задумались над тем, что человек вне офиса может прекрасно работать», – рассказывает он.

Кроме того, Глеб Архангельский уверен, что в условиях кризиса всем нам придется работать в два раза больше за в два раза меньшие деньги – и это тоже новый вызов. Справиться с ситуацией помогут советы из новой книги соавторов, в том числе по самоорганизации и освоении второй профессии.

Ольга Стрелкова поделилась своим взглядом на статус женщин, которые сегодня удаленно работают: «Если женщина зарабатывает так же, как другие члены семьи, она освобождается от решения бытовых вопросов и воспитания детей, сейчас действуют законы военного времени. Кроме того, нужно забыть про родительский перфекционизм – удаленное обучение не заменит очное, важно сейчас обеспечить комфорт для того, кто в семье зарабатывает деньги».

Пионерские чтения

Программа литературного журнала «Русский пионер» на Главной сцене книжного фестиваля собрала аншлаг. Первые пандемические «Пионерские чтения» постоянные авторы журнала посвятили Пушкину – не только поэту, но и узнику холерного карантина.

Перед началом выступлений главред «Русского пионера» Андрей Колесников призвал аудиторию «встать с колен, куда нас поставил коронавирус, опираясь на плечо Пушкина».

Виктор Ерофеев начал свой сет с признания, что практически всё время и так пребывает в самоизоляции, поскольку её предполагает писательский труд, а затем прочёл рассказ «Индус и Пушкин», где было этническое разнообразие писателей, грусть об ушедших, немного мошенничества и бездуховность представителей элит.

Дмитрий Быков посчитал, что «в этот день себя читать грешно», и очень достойно продекламировал «Гимн в честь чумы».

Завершил чтения Андрей Макаревич. Он признался, что благодарен тому, что редакционная политика «Русского пионера» периодически заставляет его писать на темы, за которые бы он по собственной инициативе никогда не взялся. Писатель прочитал рассказ «Письмо», из которого стало понятно, что и на том свете происходит примерно то же самое, что и на этом. И ничего хорошего от него Андрей Макаревич не ждёт.

 

   


Create Account



Log In Your Account