Композитор. От 35 до 5. Творческие даты Валерии Бесединой.

23, Июн, 17
режиссер-постановщик Надежда Столбова, Валерия Беседина, Святослав Беседин

Какие ассоциации возникают у нас при слове «композитор»? Наверное, в первую очередь, по известным портретам  —  Бах, Моцарт в париках, Чайковский с бородкой, гладко выбритый Рахманинов с неизменной короткой стрижкой,  другие… и все — мужчины.  Дамы, как правило,  на ум не приходят. Есть немало популярных исполнительниц собственных песен под гитару, чьи имена на афишах и на слуху, но они не композиторы в полном смысле этого слова.  Композитор  — это профессионал, который  должен обладать не только талантом к сочинению, но и дипломом консерватории,  подтверждающим знания законов мелодии, гармонии, оркестровки, владение техникой композиции, написания партитур и многое другое.

Все это  — в арсенале Валерии Бесединой. Она вне стереотипных ассоциаций — статная, яркая,  скорее похожая на солистку оперы, чем на ее создателя. В нынешнем сезоне известный московский композитор отмечает одну за другой разнообразные творческие даты. Ее давно знают любители театра — балет «Суламифь» до сих пор помнят все, кто был на этом спектакле в музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Она была еще школьницей, когда 35 лет назад впервые выступила перед большой и очень  серьезной аудиторией — на пленуме Союза композиторов СССР. К тому времени ее «портфолио» представляло собой  несколько фортепианных пьес и романсов.  Для показа на столь ответственном мероприятии Валерия выбрала  «Голоса галактики» для фортепиано и вокальный цикл «Степные песни». Сочинения  и яркое авторское исполнение произвели такое впечатление на представительную публику, что музыковеды объявили о рождении нового талантливого композитора и рекомендовали девочке продолжать учебу в этом направлении.

Тихон Хренников был в то время профессором Московской консерватории. Валерия, конечно, как все в нашей стране, знала наизусть его мелодии из кинофильмов «Свинарка и пастух, «Гусарская баллада», популярнейшую песню «Московские окна», и была счастлива узнать, что зачислена в его класс. Хренников сразу увидел в ней не только талант, но и родственную душу мелодиста,  и называл одной из самых больших радостей в педагогической работе: «Она сочиняет музыку, основой которой являются красивая мелодия и человеческие чувства, и это трогает сердце и приносит любовь слушателей. У нее необыкновенный артистический талант – она сама виртуозно играет на рояле и великолепно поет, создавая яркие образы». Такой высокой оценки и за сочинение, и за исполнительское искусство  он удостаивал далеко не каждого студента. А Беседина и сейчас подтверждает на своих концертах репутацию отличной пианистки.

Вылетев из консерваторского «гнезда», «птенец» сразу взлетел высоко —  это уже серьезный  автор, исполнявшийся  в Доме композиторов и Большом зале консерватории.  В тот же год в театре драмы имени Гоголя был поставлен  спектакль с ее музыкой «Вождь краснокожих», который двадцать три сезона не сходил со сцены. Произведения Валерии Бесединой начали записываться в фонды Государственного Дома звукозаписи, исполняться по радио, включая программы радиовещания на иностранных языках. Отклики зарубежных слушателей показали, что ее музыка, такая русская по своей глубинной сути, близка и понятна людям во всем мире.

На следующий год после премьеры «Вождя краснокожих» — а именно 25 лет назад – Валерия закрепила свой статус «официально», вступив в Союз композиторов России. А через месяц на свет появилось ее лучшее произведение – так она называет сына и считает его юбилей тоже своей важной творческой датой. И не только по факту рождения, но и потому, что Святослав Беседин – выпускник Гитиса, певец, актер, поэт и либреттист–– соратник по искусству,  литературный автор и исполнитель многих ее сочинений.

Через несколько лет состоялась встреча Валерии Бесединой  с художественным руководителем балета музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко хореографом Дмитрием Брянцевым —  кстати, при довольно забавных обстоятельствах. Он давно вынашивал идею балета на библейский сюжет о царе Соломоне и его юной возлюбленной Суламифи и долго искал композитора. Забраковав несметное количество записей современных авторов, он, наконец, остановился на одной: «Приведите мне этого мужика, я здесь уже полбалета увидел!». «Мужику» позвонили и договорились о встрече в театре с руководителем балета. В тот же день к нему пришла и Валерия. Брянцев сказал, что очень занят – вот-вот  должен прийти  композитор по поводу нового балета, и  если у нее к нему срочное дело, то придется подождать.  Дирижер от смеха едва смог выговорить, что она и есть «тот самый мужик».

Александр Жиленков — пианист,
Надежда Столбова — режиссёр ,
Софья Селезнева — Крестница, народный голос,
Валерия Беседина — композитор,
Наталья Мельник — Княжна,
Евгения Сегенюк – Екатерина Вторая
Артем Гарнов – Алексей
Народный артист СССР Владислав Пьявко — Канцлер.

Весело начавшееся знакомство перешло в серьезное плодотворное сотрудничество и создание прекрасного спектакля «Суламифь» — это следующая дата в нашем рассказе — 20 лет со дня премьеры. Бесединой  в высшей степени  присуще чувство театра, в особенности, танца. «Ценю  «зримый  звук»  и  воплощаю  его  в  театральных  фантазиях», — говорит она. Неудивительно, что «Суламифь» шла семь сезонов с аншлагами – огромный успех для молодого автора. Спектакль примечателен еще и тем, что впервые в  балете участвует певица. «Брянцев очень тонко чувствовал музыку и был гибок в творчестве», — вспоминает Валерия. — «Работали в его кабинете — он рассказывал, а я импровизировала. На ходу изобразила песенку Суламифи – хореограф принял новшество с большим воодушевлением, и  песня вошла в балет».Обогатив  партитуру вокальной строкой, Беседина  привлекла к участию в балете солистов оперы — вокализ Суламифи  исполняла примадонна Хибла Герзмава. Публика открыла для себя новую красивую балетную музыку, а Дмитрий Брянцев нашел своего композитора и вскоре работал с ней над следующим спектаклем «Цирк приехал». 15 лет назад состоялась премьера этого веселого представления для детей, ставшего, к сожалению, последним в жизни хореографа — через полтора года он был убит.

По тому, как широко и художественно весомо представлена в творчестве композитора детская тема, видно, что она придает ей  огромное значение. Балеты, мюзиклы, музыку для театральных представлений, песни она пишет, следуя собственному кредо: «Для детей надо сочинять доступно, но не примитивно, красиво, но не приторно, образно, но не штампами».  В последнее время в Московской филармонии все популярнее становится новый вид музыкально-сценического действия — циклы  для детей «Сказки с оркестром», и Валерия  не осталась в стороне. «Сказки Шарля Перро» из этого цикла сначала прозвучали в зале имени Чайковского в исполнении актера Александра Олешко и оркестра филармонии под управлением дирижера Игоря Манашерова.  А через год были повторены  «на бис» в Филармонии-2 (зал им. Рахманинова)  — и снова ошеломляющий успех,  атмосфера праздника, восторг детей и улыбки артистов оркестра во время исполнения.

Тему дат продолжает «El mundo de ГОЙЯ» — «Мир Гойи». 10 лет назад премьера этого балета  в хореографии Константина Уральского состоялась в Челябинском театре имени Глинки на открытии фестиваля балета памяти  Екатерины Максимовой. В произведении отражен самый трагичный период жизни художника, его страдания, видения – любовь и измена, судилище инквизиции, ожившие  «Капричос».  В красочной партитуре буйные ритмы сменяются тонкой неторопливой лирикой,  а вокальная составляющая,  ставшая в балетах Бесединой уже традицией, в сцене инквизиции  играет основную роль, когда грегорианское пение хора на время вытесняет танец. За эту работу Беседина и Уральский получили звание лауреатов премии Правительства РФ в области культуры, и Валерия стала первой из композиторов, кто удостоился этой награды. Впоследствии одноактная авторская версия в постановке Ирины Лазаревой была поставлена в Москве, и «шикарная музыка с испанским колоритом», по выражению Владислава Пьявко, снова заставила о себе говорить.

И, наконец, самая маленькая цифра, но невероятно значительная дата: 5 лет назад в Красноярске увидела свет опера «Самозванка» на либретто Святослава Беседина об авантюристке, выдававшей себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны, впоследствии известной  под именем княжны Таракановой. По приказу Екатерины  Второй она была доставлена в Петропавловскую крепость и через полгода умерла от чахотки. Но благодаря знаменитой картине К.Д.Флавицкого «Княжна Тараканова» в народной памяти закрепилась легенда о жуткой смерти молодой женщины во время наводнения, затопившего каземат, куда она была заключена.   Этот сюжет и стал основой оперы Бесединой, объединившей историю и легенду.

Сцены из оперы «Самозванка» в Новой опере: Екатерина — Евгения Сегенюк, граф Орлов — Артем Гарнов.

Даже по  концертной версии с оркестром и хором стало ясно – родилась новая русская историческая опера, выросшая из корней великих классиков, в первую очередь Мусоргского, и властно заявила о себе интонационной основательностью,  близостью к эмоциональной мелодике речи, богатством оркестровых красок, мощью замысла и воплощения. Это, безусловно, не только культурно, но и социально значимое событие, особенно в наше время. В глубоко патриотичном произведении ярко раскрывается образ выдающейся  женщины, родившейся в Германии и ставшей  великой российской императрицей.

Сцены из оперы были позже показаны в Москве сначала в Доме композиторов, а в этом сезоне —  в зеркальном фойе театра Новая опера в постановке Надежды Столбовой с  приглашенной из Большого театра Евгенией Сегенюк (Екатерина). Беседина и тут проявила тембровую фантазию – ввела в оперу народный  голос. (Софья Селезнёва в партии Крестницы) и звон колокола. Поставленные в фойе по инициативе Евгения Колобова настоящие – не оркестровые —  колокола, отлитые на Урале, никогда до этого не звучали, и впервые их голоса услышали те, кто пришел на оперу Бесединой. Напряженная драматургия произведения требует от исполнителей незаурядного мастерства и большой энергетической отдачи. Противостояние двух сильных  женщин, борющихся за русский трон, накаляется до предела, но силы не равны, и финал трагичен. Заключительная Колыбельная-плач Княжны по неродившемуся ребенку, который должен умереть вместе с ней, начинается под звон одинокого колокола Петропавловской крепости и потрясает публику до глубины души.

Валерия Беседина — редкостный жанровый и стилевой универсал: трагическая опера и веселый детский балет, инструментальные концерты и джаз, духовный концерт  и рок-опера. Первыми детскими сочинениями стали фуга и песня, с той поры  рука об руку идут в ее творчестве инструментальные, вокальные, академические и эстрадные произведения. Продукт этой яркой многоплановости — CD-альбом «Экспромты сердца», который готовится к выпуску:  свыше четырех десятков песен, баллад, монологов и других композиций во всех стилях в исполнении  певца Святослава Беседина и автора.

Ольга Новикова

Фото из архива Валерии Бесединой

 


Create Account



Log In Your Account