Международный конкурс вокалистов и пианистов-концертмейстеров Хиблы Герзмава в Москве вышел на финишную прямую. Инициатор конкурса и председатель жюри, известная оперная певица Хибла Герзмава сама несколько раз побеждала на международных состязаниях в разных странах и даже завоевала уникальную награду – Гран При — на Международном конкурсе имени Чайковского в 1994 году. За всю историю конкурса, проходящего в Москве с 1958 года, это была единственная награда выше первого места, и она досталась 24-летней аспирантке Московской консерватории из Абхазии. С тех пор певица – прима Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко и всемирно известная приглашенная солистка многих театров Европы и американского Метрополитен-опера.
«В стенах моего родного Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко мы проводим наш первый конкурс, и я благодарна театру за партнерство и готовность помогать», — сказала артистка. Большая сцена предоставлена певцам, а Малая – конкурсу пианистов-концертмейстеров. Здесь есть свое жюри под председательством Ларисы Гергиевой, художественного руководителя Академии молодых певцов Мариинского театра и Северо-Осетинского театра оперы и балета, пианистки-концертмейстера, организатора фестивалей и конкурсов, сестры известного дирижера Валерия Гергиева.
Концертмейстеры соревновались в два тура, и лауреаты уже объявлены. Вокалистам, которые должны пройти три тура, это только предстоит. Опыт проведения в разных странах международных конкурсов «лабораторных работ» в присутствии судей много лет существует у дирижеров, с недавнего времени еще и у молодых оперных режиссеров («Нано-опера» в Москве). Конкурсанту дается определенный лимит времени, чтобы провести фрагмент репетиции с оркестром или показать процесс постановки арии, оперной сцены с певцом (дуэтом, хором).
Теперь, впервые в истории музыкальных конкурсов, свое мастерство ансамблиста и умение работать с певцом над арией показывали пианисты, работающие в консерваториях, театрах в качестве концертмейстеров, а также студенты консерваторий. На «лабораторию» отводилось 15 минут. Будущих участников оценивал по видеозаписям экспертный совет, возглавляемый Мариной Мещеряковой, оперной певицей и педагогом, членом жюри многих международных конкурсов, а также телевизионного проекта «Большая опера». Не допускалось редактирование звука или другой «фотошоп». В результате для участия в первом в мире конкурсе пианистов-концертмейстеров было отобрано 16 человек.
Самое интересное и абсолютно уникальное для пианиста задание выполнялось во втором туре. Конкурсантам заранее предлагались на выбор сцены из опер, которые они должны были не только сыграть по клавиру, но и сами спеть за всех персонажей. Клавир – это переложение для фортепиано оркестровой партитуры, то есть за все 80 инструментов играют две руки. Поэтому техническая сложность текста была очень высокая, а пение при этом одновременно с игрой представляет неимоверную трудность. Вокальных навыков не требовалось, качество голоса, его звучания не оценивалось, пели тем, что есть, но обязательно артистично. Цель задания была – показать, как музыкант понимает произведение, его образность, и как бы он сам это исполнил, если бы был певцом.
Результат: третье место получила Елена Вардазарян из Армении, концертмейстер Ереванского театра оперы и балета и Ереванской консерватории; второе место получил студент пятого курса Московской консерватории Марк Ваза, а первое место совершенно ожидаемо получил концертмейстер Академии молодых оперных певцов Мариинского театра Василий Попов. На втором туре он произвел настоящий фурор, исполнив Финал I акта оперы Россини «Итальянка в Алжире». Сцену, в которой, кроме сложностей фортепиано, были семь действующих лиц и хор, он провел в бешеном темпе, виртуозно и очень артистично меняя голоса и придавая им, где нужно, комическое звучание. Зал завороженно следил за феерическим действом, члены жюри улыбались. А когда публика взорвалась аплодисментами и, буквально, воплями, видно было, что члены жюри еле сдерживались, чтобы не закричать, в нарушение протокола, «Браво!».
Премьера нового конкурса, сразу поднявшего престиж профессии пианиста-концертмейстера, прошла великолепно. Идею провести его дружно поддержали все до одного, кто знает, что это такое. Как сказала Лариса Абисаловна Гергиева, без этих людей, чьи имена пишут на афишах мелкими буквами, не состоится ни один певец и ни один оперный спектакль.
х х х
Ольга Новикова
Фотограф – Евгений Евтюхов.