Круги по воде и ухмылка неба: отголоски фестиваля «Видеть музыку»

30, Ноя, 18

Театральный фестиваль не заканчивается с последним спектаклем.  Чем  крупнее, резонанснее событие,   тем больше кругов по воде,  тем шире охват вовлеченных и тем больше «последствий» — театры, актеры, режиссеры заряжаются друг от друга, находят друг друга, рождаются идеи, строятся новые планы, следуют предложения и приглашения,  дальнейшее общение. Так происходит на ежегодном фестивале музыкальных театров России «Видеть музыку»,  в третий раз прошедшем этой осенью в Москве в рамках биеннале театрального искусства. Коллективы со всей России продемонстрировали художественные достижения, обменялись опытом и ощутили себя частью большой театральной семьи.  Насыщенная программа смотра включала в себя не только лучшие постановки опер, оперетт, мюзиклов и балетов из разных российских городов, но и дискуссии, круглые столы, выставочные проекты, встречи с ведущими театральными деятелями.

Один из них – Георгий Исаакян, художественный руководитель Детского музыкального театра имени Наталии Сац, сделавший его за восемь лет своего «правления» международным культурным центром. Исаакян также — президент Ассоциации музыкальных театров, по инициативе которой и возник фестиваль «Видеть музыку». Кроме того, Георгий Георгиевич «несет ответственность» за будущее – он художественный руководитель мастерской на факультете музыкального театра в ГИТИСе, выращивающий в своем «гнезде» молодых режиссеров. 

А каково быть молодым и главным? Теме «Молодой главный режиссер в региональном музыкальном театре» была посвящена встреча с режиссерами театров-участников фестиваля, которую Исаакян провел живо, в своем ключе не без юмора: «Вы сядьте сюда, вы перейдите туда. Извините, что я мизансценирую, это профессиональное».

Не секрет, что региональные театры работают не в самых легких условиях, и финансовое положение многих из них оставляет желать лучшего. Тем ценее в таких обстоятельствах преданность искусству и высота художественных достижений. «Я двадцать лет был главным режиссёром в провинции и этим горжусь. И сейчас  много езжу по стране, знаю региональные театры, представляю их возможности», — говорит Исаакян. –«Но даже для меня многие спектакли стали открытием. Когда ты понимаешь, что люди при всех трудностях не хотят идти на компромиссы и выдавать на продажу коммерческий продукт, а создают сложные вещи, выстраивают отношения со зрителем, это трогает бесконечно».

Режиссеры из разных городов и республик поделились идеями, вопросами авторского права и опытом современного промоушена. Молодые выразили пожелание, чтобы в ГИТИСе учили не только режиссировать, но и руководить: «Режиссёр и главный режиссёр — это разные профессии», сказал Филипп Разенков, главный режиссёр Башкирского театра оперы и балета. – «Я впервые стал главным режиссёром в 26 лет и был абсолютно не готов к этой должности. Нас не учили, как руководить труппой, и я, наряду с достижениями, совершил немало ошибок, которых могло бы не быть.  Важно студентам больше рассказывать о проблемах на посту главного режиссёра».

Екатерина Василёва до 2018 года служила главным режиссёром в Челябинском оперном театре, сейчас работает над проектом «Кооперация» в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко: «Главный режиссёр должен уметь мыслить завтрашним днём, создавать команду, знать, каких специалистов приглашать», — считает Екатерина.  – «Необходимо и углублённое изучение аудитории, нужно привлекать новых слушателей, разрабатывать репертуарную политику, причём как традиционную, так и редким  спектаклям уделять внимание. Также привлекать коучей, организовывать тренинги, открывать новые пути восприятия и сокращать расстояние между зрителями и артистами, выстраивать связи между поколениями, продвигать нестандартные идеи между артистами и зрителями… Т.е. это работа, которая требует каждодневной, серьёзной отдачи».

А Анна Осипенко до нынешнего сезона была главным режиссёром в Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии. Она говорит, что история взаимоотношений режиссёра с театром всегда индивидуальна: « Когда я работала в Петербургской музкомедии, только за один сезон театр восстанавливал пару постановок, участвовал в фестивалях, в том числе опэн-эйр фестиваль оперетты, удавалось вводить новые принципы в рекламе и маркетинге. А сейчас в театре важен такой фигурант, как генеральный директор – экономика задаёт курс политики, а в еще большей степени – диктует свои законы культуре, духовности. Но театр должен отвоевывать свои духовные позиции», —  уверена Осипенко.

Константин Яковлев,  главный режиссёр Алтайского музыкального театра: «Музыкальный театр – это искусство, возвышающее искусство до праздника, но сегодня артистам делать это всё сложнее. Работая с жанром оперетты, я вынужден думать о том, что артисты играют большие роли за маленькую зарплату. Провинциальность для нас – это отдалённость, прежде всего,  информационная. И решение – в активной гастрольной деятельности. Благодаря таким фестивалям, как «Видеть музыку», это удаётся. Но нужна более широкая гастрольная география и более активная в этом направлении деятельность».

Участников круглого стола по вопросам работы молодых главных режиссеров  в региональных театрах было около двух десятков, и объединяло почти всех одно – в том или ином виде затрагивались экономические вопросы, на почве которых произрастают проблемы.

Наверное, Георгий Исаакян немного более романтик, чем это сегодня позволяет наш прагматичный век, и поэтому его такая тенденция несколько разочаровала в тех, кто строит сегодня театральное будущее. По завершении круглого стола с молодыми режиссерами региональных театров он выразил некоторое сожаление, что мало услышал о творчестве как таковом.

Театральный ноябрь в этом году отмечен еще и юбилеем Георгия Исаакяна – его поздравляли с 50-летием и студенты, и коллеги, и газеты, и журналы. Но сам он довольно спокойно к этому относится, считая, что 49 и 51 – не менее важные цифры. Большого количества людей на собственном празднике ему тоже не нужно. «Я – абсолютный интроверт, и менее всего из всех профессий мне подходила профессия оперного режиссера. Но в этом тоже есть какая-то ухмылка неба…»

                                                                        х х х

Ольга Новикова

Фотограф Елена Лапина (фото предоставлены пресс-центром Фестиваля)


Create Account



Log In Your Account