Культура и культурные индустрии в РФ – 2020

15, Фев, 21

Том 1. Аналитика   Том 2. Законодательство  Том 3. Терминология 

  1. Первое комплексное исследование сферы культуры в Российской Федерации подготовило Информационное агентство InterMedia. В ходе работы были изучены история развития сферы культуры в России, проведен сравнительный анализ современных подходов к сфере культуры в различных странах мира, перспективы развития информационных технологий как основы сферы культуры, а также роль культуры в жизни современного общества. 
  2. Разработана универсальная Базисная блок-схема сферы культуры, в соответствии с которой также впервые в РФ предметно определены границы и структура сферы культуры. Ключевая часть исследования – анализ финансовых показателей культурных индустрий за 2018–2019 гг., а также прогнозные данные на 2020 г. с акцентом на катастрофические последствия пандемии, отрицательно повлиявшие на обороты индустрий в марте-декабре.
  3. Главные жертвы пандемии по предварительным итогам 2020 г.: 
  • афишные зрелищные мероприятия – падение на 70–75%,
    ● печатные СМИ – падение на 55%,
    ● неафишные (в т.ч. корпоративные и частные) зрелищные мероприятия – падение на  50%,
    ● туризм – падение на 44%,
    ● кинопоказ – падение на 43%.

(Данные указаны в млн руб.)

  1. Объёмы офлайн-сегментов культурных индустрий сократились более, чем в полтора раза
    (Данные указаны в млн руб.)

В 2020 г. обороты онлайн-сегментов впервые превысили обороты офлайна более, чем вдвое. Стоит отметить, что творческий контент создается в основном за счет офлайна — в сфере онлайна политику определяют корпорации, которые минимизируют выплаты создателям. Таким образом, резкое сокращение офлайн-сферы из-за пандемии уже привело к заметному сокращению количества создаваемых произведений. 

  1. Сфера информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающая доступ населения к творческому контенту и культурным услугам, показала значительный рост: 
  • предоставление доступа в интернет (+5%), 
  • продажи бытового электронного оборудования (+9%),
  • легальные аудио- и видеосервисы (+55% и +36% соответственно),
  • платное ТВ (+2%),
  • пиратские ресурсы (+11%).
  • деятельность дата-центров (+23%), 

Доходы от коммерческой деятельности в сфере культуры по ключевым сегментам в 2019 г., млн руб.

  •     Информационно-коммуникационные технологии (50%),
    ● Контентные онлайн-сервисы и другие медиа (18%),
    ● Зрелищные индустрии (7%),
    ● Остальное (25%).
  1. Одним из важнейших стабилизирующих факторов сферы культуры в РФ стали регулярно выделяемые бюджетные ассигнования — около 600 млрд руб (18% в общем обороте индустрий). Практически все эти деньги направлены в государственные учреждения культуры, предпринимательский сектор бюджетами по сути не поддерживается. Общие обороты культурных индустрий в РФ в 2020 году упали на 11% (с 3,39 до 3 трлн руб.) по сравнению с 2019 г. 
  2. В исследовании опубликован рейтинг 300 крупнейших организаций, работающих в культурных индустриях РФ. 
    1. Компании из Топ‑20 формируют 86% оборота.
      В их числе ― банки (ВТБ, Альфа банк), телеком-операторы (МТС и др.) и прочие ИКТ-компании (Яндекс, Мейл.ру), медиахолдинги (Газпром-медиа, Национальная Медиа Группа, ВГТРК) и др.
      Культурная деятельность является основной лишь для некоторых из них.
    2. Бюджетные организации составляют 61% списка, на них приходится 34% оборота. Именно для бюджетных организаций культурная деятельность является основной.
  1. Впервые в России систематизирована и собрана в одно издание терминология сферы культуры. Выявлены значительные, часто критические расхождения в терминах и определениях действующего законодательства и текущей аналитики, а также безнадежная архаичность множества активно используемых терминов, среди которых:
  • культурно-просветительское мероприятие,
    ● театрально-зрелищное мероприятие,
    ● зрелищно-развлекательное мероприятие,
    ● концерт,
    ● спектакль,
    ● цирк,
    ● цирковой спектакль,
    ● эстрада,
    ● академическая музыка,
    ● классическая музыка,
    ● шоу-бизнес
    и др.

Эта проблема представляется значительным, практически непреодолимым препятствием для развития культурных индустрий. Кроме того, без её решения невозможно системное развитие и даже определение понятия “Креативных индустрий”.

  1. Впервые в исследовании опубликован Топ-85 корпораций, определяющих развитие мировой сферы культуры. Отмечено завершение процесса поглощения корпорациями  (в первую очередь ― из сферы ИКТ) производителей творческого контента (кино, музыки и др.). К 2020 году заметных независимых компаний-производителей в мировой массовой культуре практически не осталось. 

https://www.intermedia.ru/

 


Create Account



Log In Your Account