Купола Храма Святителя Николая как свидетели

09, Сен, 17

Через омытые дождем окна Третьяковской галереи, купола Храма Святителя Николая в Толмачах стали свидетелями открытия выставки «Москва сквозь века». Представители средств массовой информации также присутствовали при торжественном открытии выставки, приуроченной к 870-летия Москвы.

«Это подарок городу к юбилею, у нас проходит 130 выставок, посвященных Москве, но здесь собраны живописные свидетельства разных эпох. Художники давали не только внешнюю картинку города, они вкладывали свое личное отношение. Здесь представлена подборка произведений, как Москва была освещена художниками разных лет. Мы видим, как Москва преображалась, это не только открыточные виды. Москва совмещала в себе все: и столичный лоск, и торговый центр, и старинные уклады продолжали здесь сохраняться. На этой выставке видим, как Москва обновлялась», —  рассказал на открытии выставки руководитель Департамента культуры Москвы Александр Кибовский.

Образ города неизменно привлекает и вдохновляет художников. В экспозиции выставки «Москва сквозь века» значительное внимание уделено формированию иконографии города — от образов послепожарной Москвы в иконописи XVII века и первых пейзажных видов столицы в работах Ф. Алексеева до поисков «формулы Москвы» художниками ХХ века и отображения образа города в новых формах и материалах современных мастеров. Выставка состоит из пяти тематических разделов: «Москва — третий Рим», «Московский Кремль — сердце города», «Разговоры о старой Москве», «Красная площадь. «Формула Москвы»» и «ХХ век. Городские голоса». Посетителей ждет встреча как с хорошо известными произведениями Симона Ушакова, В. Сурикова, Б. Кустодиева, А. Лентулова, В. Поленова, так и с мало знакомыми широкому зрителю полотнами А. Васнецова, В. Перова, В. Маковского, А. Дейнеки, А. Лабаса, К. Юона, Е. Вахтангова, В. Брайнина, Э. Белютина, Т. Назаренко, Н. Нестеровой и других.

« Художники, живущие в этом городе, или приезжавшие в этот город, вступали с ним в совершенно особенный диалог, в особенные взаимоотношения — не всегда ставя перед собой задачу точной передачи того или иного городского мотива», — поделилась своими рассуждениями Генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Многие картины экспонируются впервые, например, «Пушкинская площадь» М. Гуревича, написанная в 1937 году, когда памятник А.С. Пушкину стоял не там, где мы привыкли его видеть, а на противоположной стороне улицы. Среди других дебютантов — «Москва 30-х годов» (1932) В. Мидлера, «Кузнецкий мост» (1958) О. Васильева, «Кропоткинская улица» (1948) В. Апфельбаума, «Яузские ворота» (1979) И. Сорокина и прочие. Эти художники обычно представлены в экспозиции и на выставках более известными произведениями — перечисленные работы мало выставляются в Третьяковской галерее и почти не отправляются на выездные выставки. В рамках настоящего проекта, наконец, появилась возможность показать и эти малодоступные для публики вещи.

Часть картин была отреставрирована специально к этому проекту. Так, после серьезных работ по удалению загрязнений и пожелтевшего лакового покрытия, впервые покидает фонд и демонстрируется публике «Извозчичий двор в Замоскворечье» (1887–1892) С. Светославского. Картину А. Лентулова «Москва» (1913), выполненную в смешанной технике, можно видеть в постоянной экспозиции Новой Третьяковки, однако она тоже прошла сложные реставрационные работы, после которых заметно преобразилась.

Одной из особенностей выставки является возможность услышать «голоса города»: к работе над экспозицией была привлечена компания Sound Design, располагающая самым обширным в России архивом звуков. Совместно со специалистами в различных областях были созданы аудио инсталляции, «озвучивающие» главные произведения выставки и позволяющие погрузиться в атмосферу Москвы разных эпох. Так, для озвучивания «Московского дворика» (1878) орнитологи помогали подобрать голоса птиц, обитавших в 1878 году в районе переулков Арбата — именно эта часть города изображена на картине В. Поленова. Так выглядел Спасопесковский переулок около 150 лет назад. Всего было озвучено восемь работ, среди которых: «Соборная площадь в Московском Кремле» (начало XIX века) Ф.Алексеева, «Голубятник» (1874) В. Перова, «Московский трактир» (1916) Б. Кустодиева, «Новая Москва» (1937) Ю. Пименова, «Метро» (1935) А. Лабаса, «Строители» (1959-1960) А. Дейнеки, «Московский вечер» (1978) Т. Назаренко.

В атмосферу Москвы прошлого века поможет погрузиться аромат. В период проведения выставки в сувенирном магазине будут продаваться легендарные духи «Красная Москва».

Выставочный проект выходит за стены музея и продолжается специальными экскурсиями по городу, маршрут которых разработан по мотивам произведений, представленных в экспозиции.

 

Сабадаш Владимир из Третьяковской галереи.

Фото – автора.


Create Account



Log In Your Account