Леди Гамильтон… я твой адмирал Нельсон

18, Июн, 19

Почему-то о достаточно трагической истории любви известного героя-мореплавателя и «леди полусвета», к которым любили относить Эмму Гамильтон многие в нашей стране впервые узнают из песни Александра Малинина, а строчки «как она ждала, как она звала, как она пила виски» прочно ассоциируются с героиней. На самом деле, повороты судьбы у этой дочери кузнеца были серьезными и ее то подбрасывало вверх, то фортуна низвергала ее на самое дно.  Вспоминают же ее чаще всего из-за скандальной (по тем временам) любовной связи с женатым Горацио Нельсоном – героем английской нации и во все времена этой любви посвящали романтические картины, потом киноленты, а также литературные произведения.

В МХАТе им.Горького  известный в столичный кругах режиссер  Александр Дмитриев решил извлечь на свет старый сюжет и поставил спектакль «Леди Гамильтон» по написанной в 1970 году пьесе «Он завещал ее нации» Т. Реттигена.  Стоит упомянуть, что некоторые столичные театры уже обращались к этой лирической драме, но каждый постановщик привносил в нее свои собственные штрихи. У кого-то Эмма получалась жертвой обстоятельств, а адмирал – заложником брачных клятв, кто-то подчеркивал вульгарность возлюбленной стареющего морехода.

На сцене МХАТа мы привыкли видеть классику, следование традициям и во многом этот спектакль соответствует ожиданиям – тщательно выполненные декорации, иллюстрирующие салоны времен Директории, соответствующие эпохе костюмы. Нельзя не отметить отличную хореографию и песенные вставки. Интересно и использование современных средств, к которым теперь часто прибегают режиссеры – видеопроекции на занавесе, соответствующие моменту.

Действие, относящееся к эпохе наполеоновских войн, разворачивается в течение нескольких недель, но режиссеру удалось показать все сжато. Хочется отметить, что второстепенные актеры достаточно характерные и особенно хорошо и живо играет молодежь. Приятны появления массовки на сцене – в роли матросов или слуг. Режиссер явно знаком с эпохой и провел серьезные изыскания – аутентичен капитан с плетью (на английских кораблях наличие плети у боцмана и капитана было обязательным, но именно Горацио Нельсон редко приказывал пороть матросов, предпочитая действовать авторитетом и уважением). Много отсылок и к поздним событиям – упоминания Эммы о том, что тело Нельсона доставили в Англию в бочке с бренди. Интересен факт, что матросы периодически во время путешествия тайком к ней прикладывались и когда высадились на берег, говорят бренди там не осталось ни капли. Из этого факта даже родился английский фразеологизм «пустить кровь адмиралу» — выпить тайком от начальства.

Временной отрезок – 1805 год месяцы перед знаменитым Трафальгарским морским сражением, где и погибнет бравый флотоводец. В спектакле Александра Дмитриева по пьесе Теренса Реттигена зритель увидит леди Гамильтон в непривычном для себя качестве, флер романтики быстро развеивается, когда зрители видят ту самую Эмму, позировавшую художнику Джорджу Ромни, грузной, пьющей и достаточно «разбитной» женщиной. Симпатии на всем протяжении спектакля остаются с кажется несправедливо обиженной женой адмирала Френсис «Фанни» Нельсон. Если обратится к первоисточнику, то у Теренса Реттигена повествование скорее идет о переломном моменте в мировой истории и о том, что у двух женщин была и третья соперница – Англия, а с нею неразлучная пара: честь и долг. Но в интерпретации МХАТа им. Горького получилось скорее противостояние любовное. Старая и некрасивая, да еще и хромая жена, которая готова простить мужа и «ночная кукушка», которая перекукует дневную, в изображении Эммы. Спектакль датирован 12+ и достаточно целомудренен, за исключением пары «крепких» словечек.  Правда любовь леди Гамильтон к демонстрации поз здесь превратилась в маленький спектакль пьяной женщины (на самом деле согласно воспоминаниям современников, Эмма просто демонстрировала с шалями и драпировками различных героинь статично и с большим успехом).

Можно спорить насколько соответствует образ Эммы на сцене МХАТа нашим ожиданиям, но Александр Дмитриев, режиссер-постановщик подчеркивает, что каждый интерпретирует героев по-своему: «Любая пьеса – это вызов. Поначалу воспринимаешь ее просто как материал, который надо поставить. А потом вдруг приходит понимание, что этот текст не случайно оказался у тебя именно в это время, именно в этой ситуации. Постепенно в первоисточнике, в тексте, стали открываться выходы к общечеловеческим смыслам, например, к проблеме выбора».

Эдуард Бояков, художественный руководитель МХАТ им. Горького говорит о том, что подобные спектакли, как батальные полотна – велики: «Леди Гамильтон» — это принципиальный выбор театра. Это утверждение на сцене МХАТ большого, имперского, державного стиля: больших тем, масштабных событий, крупных исторических фигур, подлинных героев. Такие спектакли очень нужны и важны. Без них репертуар театра не будет цельным».

В пьесе задействованы ведущие актеры театра, например Лариса Голубина – член труппы с 2001 года. Ей пришлось воплощать не совсем обычный образ леди Гамильтон. Максим Дахненко – ее партнер в роли адмирала вполне органичен и трагичен. А мужская часть зрительного зала по ходу действия по-моему постоянно ему сочувствует, считая, что адмирал просто страдает от неумных женщин и их интриг.

Елена Злотникова

Фотограф Светлана Яковлева

                    


Create Account



Log In Your Account