Лекция на тему «Истории МХАТ им. М. Горького»

29, Окт, 18

25 октября в 18:00 в мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» прошла лекция директора музея МХАТ им. М. Горького Марфы Николаевны Бубновой, посвященная «Истории МХАТ им. М. Горького».

Сегодня в  Москве существуют два художественных театра — МХАТ им.  М. Горького. и МХТ им. А.П Чехова, образовавшихся после » раскола»  МХАТ СССР им. М. Горького в 1987 году.

«История театра начинается с двух главных героев,»  – говорит Марфа Бубнова,  –  «Константина Сергеевича Станиславского и  Владимира Ивановича Немировича-Дальченко. Их творческий союз, образовавшийся после встречи в 1897 году изменил историю русского театра. В тот момент они были абсолютным единством — их мечты крепко переплелись».

К моменту встречи со Станиславским Немирович-Данченко уже был известным драматургом и журналистом. В 1896 году, когда была впервые опубликована пьеса А.П Чехова «Чайка», Немировичу-Данченко была присвоена литературно-грибоедовская премия за пьесу «Цена жизни», однако он отказался от нее в пользу Чехова, посчитав его более достойным кандидатом.

14 октября 1898 года МХАТ открывается постановкой трагедии Алексея Толстого «Царь Фёдор Иоаннович». Марфа Бубнова отмечает, что только при дебюте «Станиславский понял, что слово «художественный» в названии театра ставит перед труппой  и постановщиками ответственную задачу — с точностью и своеобразием отразить авторскую задумку.»

Театр «заиграл по-новому» — например, увертюры, заказанные для «Царя Федора» исполнялись за кулисами, а не перед сценой как обычно, чтобы не отвлекать публику от игры актеров. Во многом успех пьесы определило то, что работали над постановкой люди, страшно увлеченные своим делом.
И вот, о постановке заговорили да как заговорили: если раньше в театральной среде отмечалось лишь актерское представление, то сейчас критики заметили и «режиссерское явление».

Сложные отношения у Станиславского сложились с «Чайкой» А.П Чехова, любимицей Немировича-Данченко. Он с первого взгляда невзлюбил ее но, поддавшись уговорам партнера, начал писать для нее режиссерский план. И влюбился, вдохновившись пьесой больше чем тот, кто знал ее изначально.

«Премьера «Чайки» состоялась 17 декабря 1898,» — говорит Марфа Бубнова, —  «Подошли к постановке серьезно, ведь нужна была сенсация, так как иные спектакли не приносили дохода. Ярко-красный занавес сменили на более приглушенный, а в начале первого действия все артисты должны были сидеть спиной к публике. Для тогдашней публики это была революция, культурный шок.

После первого действия публика молчала: не было ни аплодисментов, ни обсуждений.  Стояла тишина.

«Провал ли?»

После второго действия не было аплодисментов, но послышались тихие сбивчивые обсуждения. У труппы дрожали колени.

«Произойдет ли?»

Финал. Тишина в течение пяти минут.

«Произошло».

Зал взорвался аплодисментами.

Подводя итог лекции, Марфа Бубнова выводит формулу, которая, по ее мнению, и принесла театру такой успех: «первым делом объединить в одно целое двух ярких и влюбленных в свое дело энтузиастов. Получить из них гениальную идею. А потом добавить талантливую труппу, увлеченную процессом. И готово — перед вами МХАТ».

Екатерина Караулова, фото автора


Create Account



Log In Your Account