«Мертвый город»: Премьера в театре Новая Опера им. Е.В. Колобова (16+)

Данный материал подпадает под возрастное ограничение 18+, не предназначен для лиц младше этого возраста.
17, Май, 22

Не так страшна эта опера, как ее название, хотя сюжет изначально — триллер и построен на галлюцинациях вдовца, скорбящего по умершей жене. Опера австрийского композитора первой половины ХХ века Эриха Корнгольда впервые была поставлена чуть больше века назад в Германии сразу в двух театрах и имела такой успех, что вскоре шла во многих театрах Европы.

Теперь с этим произведением познакомилась и московская публика. Музыкальный руководитель театра Новая Опера Валентин Урюпин в 2021 году стал главным дирижером театра и взял курс на открытие новых, неизвестных или забытых сочинений. Благодатная тема иллюзорности и множественной реальности давала такой простор фантазии режиссеров и постановщиков, что привлекала очень многих. В частности, по мотивам этой истории создан известный фильм Альфреда Хичкока «Головокружение». 

В основе оперы Корнгольда — роман бельгийского писателя-символиста Жоржа Роденбаха «Мертвый Брюгге». Юг Виан, безутешно оплакивающий свою рано ушедшую жену, поселяется в городе Брюгге, где живёт уединённо. Постоянно вспоминая покойную, он создаёт вокруг её образа своеобразный культ, вновь и вновь переживая горечь невосполнимой утраты. Брюгге, крепко сохранивший дух средневековья, представляется герою местом, в полной мере отражающим его личную меланхолию, поэтому он мысленно называет город «мёртвым».

Либретто написали вместе под псевдонимом Пауль Шотт сам композитор и его отец, музыкальный публицист Юлиус Корнгольд.  В опере вдовца зовут Пауль, его жена Мари кажется ему то живой, то пришедшей «оттуда», то огромным лицом за дождливым окном, то видится ему в случайно встреченной танцовщице Мариэтте, очень похожей на Мари. Мариэтта хочет быть для Пауля главной женщиной, убеждает его, что Мари больше нет, а жизнь должна продолжаться. Она начинает вести себя, как хозяйка, танцует с волосами Мари, найдя их отрезанными на столике. Пауль в бешенстве душит ее этими волосами. Но всё это оказывается лишь сном: в конце оперы Мариэтта вновь приходит в дом Пауля.
Музыка Корнгольда вызывает немало ассоциаций, и в этом смысле она, как принято говорить, вторична — то Пуччини напоминает, то Рихарда Штрауса. Характер мелодизма Корнгольда, театральность его партитуры естественным образом сплелись и в его киномузыке. Эмигрировав в США в 1934 году, он посвятил себя работе в кино и фактически стал основоположником голливудской музыкальной эстетики. В «Мертвом городе», написанном за 15 лет до этого, уже ощущаются намеки «голливудского» направления. Но главное, что музыка эта — яркая, красивая, экспрессивная, и во многом благодаря ей внимание публики не ослабевает на протяжении всего спектакля.

Хороша и режиссерская работа: спектакль поставил признанный и давно сложившийся творческий тандем Василия Бархатова (режиссер-постановщик) и Зиновия Марголина (художник-постановщик). Они создали вместе десятки спектаклей, и многие из них отмечены престижными театральными премиями. В «Мертвом городе» Бархатов представляет авторскую концепцию — он трактует смерть в метафорическом ключе, все герои спектакля живы. Но поскольку Пауль и Мари расстались, жена словно умерла для него. Действие разворачивается в трех плоскостях: реальность, воспоминания о жизни с супругой и встречи с Мариэттой. Но происходят ли эти встречи на самом деле или только в сознании Пауля? Игра света, преображающая пространство (художник по свету Александр Сиваев), и несимметричные отражения не дают прямого ответа. Пауль покидает «мертвый» Брюгге, как будто освободившись от плена галлюцинаций, чтобы быть в мире живых.

Огромный успех выпал на долю исполнителей главных партий. В роли Пауля в Москве дебютировал солист мирового уровня Рольф Ромей (Швейцария), выступающий в ведущих театрах Европы. В роли Мари и Мариэтты – солистка театра Новая Опера сопрано Марина Нерабеева.

Премьера состоялась во всех отношениях, и бурные долгие аплодисменты после спектакля свидетельствуют о несомненной новой большой удаче московского театра Новая Опера имени Евгения Колобова.

Подробности и билеты: https://novayaopera.ru/afisha-i-bilety/repertuar/mertvyij-gorod/

Текст: Ольга Новикова.

Фотограф Елена Никитченко.


Create Account



Log In Your Account