Между сном и явью

20, Май, 15

Театр «Школа драматического искусства» к концу сезона порадовал премьерой спектакля «Горе от ума» А.С. Грибоедова в постановке Александра Огарёва.

Жанр спектакля обозначен как «московские сны». Постановка представляет собой переплетение реальности и снов, фантазий и грёз. Хоть пьеса Грибоедова и из школьной программы, школьникам смотреть спектакль не стоит, это сказка для взрослых.

На сцене — московский дом (художник–постановщик – Маша Капустина-Карью): потолок и стены – из навесной ткани, мебель тяжелая и прочная, как устои и традиции дома, хрустальные люстры и расставленные по периметру канделябры предают залу «Манеж» еще больше глубины, пространства и света. Часы напоминают о достопримечательностях Москвы: колокола, храм, царь-пушка, башня Кремля. Сцена разделена на две части, где вторая часть отделена прозрачным занавесом, который потом отодвинется и откроет углубление зала с музыкальными инструментами. Живая музыка всегда украшает постановки ШДИ. В спектакле много лёгкости и воздушности, как в грёзах. И, попробуй, разберись, где здесь сон, а где явь. Постановка начинается с того, что Лизанька переводит часы. В «Золушке» в полночь заканчивалось волшебство, в «сказке» ШДИ оно с боем часов только начинается.

И в это пространство, где все живут витанием в облаках, опьяненные любовью, смешанной с житейским расчетом, врывается Чацкий (очень удачная роль Ильи Козина после долго театрального перерыва). Чацкий в детстве мечтал о путешествиях и подвигах, и этот мальчик так и не вырос во взрослого мужчину. В своих грёзах он — герой древнегреческих поэм, вернувшийся из путешествия: может Тесей, победивший Минотавра, а может Одиссей, которого должна ждать Пенелопа-Софья – неважно. Важно то, что его “внутренний герой” не может жить спокойно, он, как парусник у Лермонтова, “мятежный, просит бури”, чтобы было в чём утопить свою слабость, а слабость его – это любовь к Софье, неприемлемость образа жизни в московском обществе…

Софья (волшебная Алла Казакова) — романтичная барышня, придумавшая себе идеал, и перенёсшая его на ближайшего мужчину в её окружение, которым оказался Молчалин. И чем сильнее она околдовывает себя иллюзорностью, тем больнее ей потом просыпаться, узнавая настоящего Молчалина.

Молчалин (обаятельный Олег Малахов) — приспособленец, марионетка, знающий, где, кому и как угодить, сам же считает, что он шустр и умён.

Фамусов – отец Софьи, волнующийся о будущем дочери, желающий удачно выдать её замуж, и не дать пойти по стопам легкомысленной матери. В его представлении о себе он всё ещё молодой, сильный и самоуверенный мачо! Игорь Яцко бесподобно сочетает комизм и трагичность своего героя! Наблюдать за его игрой необъяснимое удовольствие.

Стоит отметить интересные образы Лизаньки (Анна Кузминская) и Домовихи (Алиса Рыжова), которые являются украшением постановки. А Домовиха — так ещё и выдуманный персонаж: то светлый ангел, охраняющий героев, то тёмный, наводящий смуту. Фирменные штрихи ШДИ: игра взглядом и словами, интонациями и намёками присущи всем персонажам этой истории.

Дом Фамусовых – дом слабых людей, ведомых своими пороками и не сбывающимися надеждами, представляющих себя в мечтах и снах сильными и счастливыми. Разрушив все “воздушные замки” в этом доме, Чацкому ничего не остается, как покинуть его, но “древнегреческий герой” не может просто так оставить свою “прекрасную Елену”, и мальчик становится демоном. Инфернальный монолог Чацкого-Козина завораживает так, что, кажется, этот с горя и Троянскую войну начнёт, и Москву сожжет.

Со школы мы привыкли к тому, что Чацкий – герой, желающий перевернуть жизнь в обществе к лучшему. А герой ли он? В постановке Александра Огарёва Чацкий — бунтарь, революционер. Да, с одной стороны, он герой, такие люди и меняют жизнь к лучшему, такие способны свернуть горы и открыть Америку, но, с другой стороны, способны и потопить Атлантиду. Для семьи Фамусова -Чацкий обычный сумасшедший, разрушающий их мир, но он же и дает им возможность стать сильнее.

__

Наталия Козлова

P.S. В спектакле разные составы исполнителей. Автор текста написала о составе, который видела. Подробнее на странице спектакля на сайте ШДИ — http://sdart.ru/theatre/perf/gore-ot-uma

Фотограф Наталия Чебан

Фотографии с сайта театра «Школа драматического искусства» — http://sdart.ru/

    


Create Account



Log In Your Account