Международный день Русского Романса в Кремле.

10, Фев, 20

Стихи Маяковского не очень просятся на музыку, хотя на них и написано несколько песен, а уж с жанром романса его поэзия совсем не состыковывается.  И, тем не менее, как «Романсиада», так именно Маяковский в голову приходит: «Если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно», или — «Начинается земля, как известно, от Кремля». «Романсиада» — это и «звезды», и Кремль,  и большой  концерт-фестиваль с участием высококлассных артистов. По традиции в первую субботу февраля, в Международный день русского романса в Кремлевском Дворце собрались лауреаты «Романсиады» разных лет, это стало музыкальным событием месяца в Москве. На афишах значилось: «Звезды «Романсиады» в Кремле».

«Официальный День русского романса стал реальностью», — обращается к читателям со страниц фестивального буклета создатель и художественный руководитель международных конкурсов «Романсиада», директор Дома романса в Москве, автор сценария и ведущая концерта Галина Преображенская. – «Он родился в недрах Международного конкурса «Романсиада», собирающего талантливых исполнителей во многих регионах России и мира. Год за годом «Романсиада» популяризирует русский романс в России и за рубежом, вовлекая в конкурсы молодых, взрослых и совсем юных вокалистов, порой даже людей самых разных профессий, авторов и исполнителей: «Большая Романсиада», «Надежда Романсиады», «Воинская Романсиада», «Авторская Романсиада», «Романсиада-Преодоление», «Романсиада-Ансамбль».

Так родилось общественное культурно-просветительское движение «Романсиада без границ», — рассказывает Галина Преображенская. В рамках «Романсиады без границ» проводится Форум, на котором участники из разных стран обмениваются опытом и разрабатывают новые проекты. Одним из таких проектов и стало создание ежегодного праздника «Международный день русского романса».

Русский романс – это большой пласт мировой вокальной музыки, где есть множество разновидностей и стилей: городские и русско-цыганские, романсы Гурилева, Варламова, Булахова (изначально для домашнего музицирования, а теперь для обучения и исполнения в концертах); романсы великих классиков Глинки, Чайковского, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, Рахманинова, Танеева, Кюи; в начале 20 века — «декаданс» Александра Вертинского, репертуар Изабеллы Юрьевой, русско-цыганский стиль Фомина, Прозоровского, Бакалейникова; романсы выдающихся композиторов 20 века Прокофьева, Свиридова и других; авторские песни в романсовом стиле гитарных «бардов», романсы нашей эпохи, включая  новинки. Моря романсов, созданных за 200 с лишним лет, хватит на сотни и сотни «Романсиад». Их  становится все больше. От первой «Романсиады» в 1997 году отпочковались свои «Романсиады» в разных городах и странах. Многие из основателей выступили на нынешнем концерте в Кремле или присутствовали в качестве гостей: Юлия Диханова, Болгария, организатор конкурса «Балканская Романсиада»; Лора Лаевская, Германия, учредитель конкурса «Европейская Романсиада» в Гамбурге; Борис Демин из Ленинградской области, организатор конкурса «Гатчинская Романсиада»; Константин Горошко из Гомеля, художественный руководитель конкурса «Белорусская Романсиада»; Сергей Васильев, Италия, учредитель конкурса «Романсиада в Сан Марино»; Дмитрий Ушаков, Томск, организатор конкурса «Сибирская Романсиада»; Валерий Лихачев из Копенгагена, организатор конкурса «Северо-Европейская Романсиада» (Датская); Игорь Воронцов, Киргизия, директор и художественный руководитель конкурса «Среднеазиатская Романсиада». 

Выступления артистов на этом масштабном концерте проходили в сопровождении инструментальных коллективов, расположенных с двух сторон: Государственного академического русского народного ансамбля «Россия» имени Людмилы Зыкиной под руководством Дмитрия Дмитриенко и Московского Молодежного камерного оркестра под управлением Валерия Вороны.  Ансамбль имени Л.Зыкиной не случайно носит имя любимой многими певицы – это тот самый коллектив, с которым Людмила Георгиевна выступала в течение тридцати лет.

«Эффект 3D» усиливал красивый шоу-балет «Валери» под руководством Валерии Никушкиной, он участвовал в том или ином составе почти во всех номерах.

Программа концерта, поставленного режиссером Галиной Симанович,  была невероятно разнообразной во всех отношениях:  романсы разных стилей, эпох,  краски и модели костюмов,  исполнение, то интимное, проникновенное, то лихое, разудалое, то яркое, почти оперное, то лиричное, приглушенное.

 Слушая русские романсы в исполнении артистов из разных стран обоих полушарий, – Чили, Сербии, Болгарии, Италии, Дании, Албании, Киргизии, Узбекистана, Азербайджана, Украины, Беларуси, Эстонии, Казахстана, Китая, Монголии, Испании, Нидерландов, – не перестаешь удивляться, как же далеко в прямом смысле «дело зашло». Во всем мире знают и любят русские романсы и поют по-русски.

Огромное впечатление произвел Тимур Кожобеков из Киргизии. Он вышел в гимнастёрке и с такой глубиной, так проникновенно исполнил романс «Жди меня» из оперы Кирилла Молчанова «А зори здесь тихие» на знаменитое стихотворение Константина Симонова, что у многих в публике, без преувеличения, комок подступал к горлу. Удивительно зрелое исполнение для совсем юного на вид студента Академии имени Гнесиных.

Были и сценки вроде маленького спектакля, тут отличились участники из Дании. Галина Преображенская, объявляя номер, представила Данию как страну  викингов, и это сразу было проиллюстрировано. Виктор Нильсен, Андерс Нельдеборг и Валерий Лихачев  вышли на сцену в полном облачении, рогатых шлемах и с копьями. Валерий давно поет в Датской Королевской опере, занимается с молодыми певцами, и Виктор Нильсен и Андерс Нельдеборг – его ученики. Брутальные рогатые «викинги», указывая копьями то налево, то направо, своими низкими басами пели-играли шуточный романс Александра Дюбюка «Улица», один куплет — по-датски в художественном переводе Яна Нильсена. В музыке тоже бывает юмор, и таким «коленцем» стал завершающий скачок на большой интервал к самой низкой ноте «соль», которую взял за троих Виктор Нильсен.

Александр Дюбюк для нас сегодня — автор романсов, а в начале 19 века это был известный в Москве пианист-педагог, у него учился, в частности, Леонид Малашкин. Никто Малашкина сейчас не знает, но зато все знают его знаменитый романс «Я встретил вас» на стихи Тютчева. Он тоже прозвучал на этом концерте в блестящем исполнении Владимира Дмитрука, солиста музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, Гран-при «Романсиады» — 2012.

Концерт удерживал внимание зала более двух  половиной часов без антракта и завершился долгими аплодисментами и криками «Браво!».

«Этот праздник стал заметным событием нашего времени», —  сказала Галина Преображенская, — «его ждут, результаты обсуждают и просто радуются как встрече с «ветеранами», так и открытию новых имен».

Ольга Новикова

Фоторепортаж Светланы Яковлевой

                                            


Create Account



Log In Your Account