В Москве близится к завершению международный конкурс теноров «Хосе Каррерас Гран-при», организованный «Фондом Елены Образцовой» и театром «Геликон-опера», в котором проходит это крупнейшее культурное мероприятие нынешней осени. На второй и третий туры по условиям конкурса могут пройти не более 50 процентов участников. После первого тура отсеялось почти 70 процентов – из 65 конкурсантов жюри отобрало только 23, на третий прошли 11. «Те, кто не прошел, не должны думать, что с ними что-то не так», — сказал после обсуждения Хосе Каррерас, — «В моей карьере тоже был случай, когда меня не отобрали на следующий тур. Соревнования — это опыт, который показывает, над чем нужно работать, и успех обязательно придет», — сказал президент конкурса, выдающийся испанский тенор Хосе Каррерас.
Среди не прошедших на третий тур был единственный на конкурсе контратенор (особая техника фальцета, когда голос звучит, как женский) – Юрий Юшкевич. В первом туре он пел арии из опер Вивальди и Россини, понравился публике и завоевал благосклонность жюри, а втором – обязательные неаполитанские песни. И вот тут-то юного певца (19 лет для академического вокалиста — это «детство») «подстерегло» несоответствие голоса и столь популярного в мире вокального жанра. Неаполитанские песни исполняются преимущественно мужчинами, и ассоциации прежде всего возникают с настоящим тенором или баритоном. Поэтому мнение жюри было единогласным. «Ему лучше выступать на отдельном конкурсе контратеноров и подумать о репертуаре барокко», — считает пианист Лоренцо Бавай, один из ведущих экспертов в области итальянской оперы, работающий с солистами в крупнейших театрах мира.
У итальянского музыканта международное музыкальное образование, а в «жилах» его мастерства течет и русская «кровь»: после консерватории имени Россини в Пезаро он учился в Австрии у Станислава Нейгауза и Татьяны Николаевой. На конкурсе маэстро Бавай оценивает не только вокалистов, но и работу концертмейстеров. По поводу контратенора с ним соглашаются и другие члены жюри: «Я очень люблю контратенор, но неаполитанские и испанские песни – это не для такого голоса», — говорит солистка Венской оперы и Большого театра Марина Мещерякова. Так же считает и Паата Бурчуладзе, известный в мире солист ведущих театров: «Мы знаем Юрия Юшкевича по юношескому конкурсу Елены Образцовой, с интересом послушали его сейчас и убедились, что на данный момент его репертуар – это старинные арии».
15 сентября — третий тур и поздно вечером — объявление лауреатов конкурса теноров «Хосе Каррерас Гран-при». Самая высокая награда, давшая название конкурсу, — на усмотрение самого маэстро Каррераса. Пока неизвестно, есть ли такой претендент.
Продолжение следует.
х х х
Ольга Новикова