На этой неделе в Москве проходит крупнейшее культурное событие – второй международный конкурс вокалистов «Хосе Каррерас Гран-При». Второй по счету под председательством выдающегося испанского тенора Хосе Каррераса, но первый в новом формате. Изначально он был задуман как первый в мире конкурс теноров, который очень успешно прошел в Москве в 2018 году, и вызвал такой резонанс в мировом музыкальном сообществе, что поступило огромное количество просьб и предложений сделать этот конкурс для всех голосов, включая женские. Организатор – Фонд Елены Образцовой под руководством Натальи Игнатенко — и маэстро Каррерас выразили свое согласие, и на нынешнее музыкальное соревнование пришло 287 заявок из 30 стран (на первый конкурс – 80 заявок, и это тоже много, учитывая, что только от теноров).
Выдающаяся певица, звезда мировой оперной сцены Елена Васильевна Образцова была в большой дружбе с Хосе Каррерасом. Когда он три года назад услышал, что новый международный конкурс устраивает Фонд Елены Образцовой, он с радостью принял предложение его возглавить. «Елена – певица навсегда», — говорил о ней испанский маэстро. Он называл ее фантастической артисткой и великолепным партнером. Они очень часто пели вместе в операх «Дон Карлос» и «Аида» Верди и «Кармен» Бизе. В 1975 году русская певица была удостоена в Испании звания лучшей в мире Кармен. Так что искрометная увертюра к самой знаменитой опере Бизе на торжественном открытии прозвучала символично (оркестр музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И.Немировича-Данченко под управлением Александра Соловьева). А Хосе Каррерас, как человек с большим чувством юмора, сказал, что «Кармен» тут очень кстати еще и потому, что в этой опере такие же бурные чувства и страсти, как на конкурсе. Маэстро обратился с приветствием и объявил об открытии конкурса по видео, воздержавшись на этот раз от поездки в Москву по понятным причинам.
В связи с расширением рамок конкурса удвоилось и количество членов жюри. Это крупнейшие музыкальные деятели из разных стран – певцы, педагоги, музыкально-театральные менеджеры. Их тех, кто оценивал пение теноров на первом конкурсе, сейчас в жюри Дмитрий Бертман и Лоренцо Бавай. Театр «Геликон-опера» предоставляет сцену для прослушиваний, а его руководитель Дмитрий Бертман всегда интересуется новыми талантами для своего театра. Один из них — Шота Чибиров, лауреат первой премии первого конкурса «Хосе Каррерас Гран-При», ныне солист театра Геликон-опера.
Лоренцо Бавай – итальянский пианист с международной школой: закончив консерваторию в Пезаро, он совершенствовал свое мастерство под руководством Станислава Нейгауза и Татьяны Николаевой. Музыкант – близкий соратник Хосе Каррераса, с которым они вместе дали 600 концертов в разных странах. Эксперт оперного искусства и мастерства аккомпанемента пианист оценивает на конкурсе ансамблевое исполнение и работу концертмейстеров. Им тоже предусмотрены награды и звания.
На конкурс отведено шесть дней, включая третий тур и закрытие. В этом году l тур пришлось провести по видеозаписям. Это распространенная в мире практика, но Елена Образцова была против такого подхода, она считала , что из-за качества записи можно пропустить хороший голос или наоборот, запись может быть технически отредактированной, и голос в жизни окажется несколько другим. Но в этот раз вариантов, кроме видео, для 287 участников l тура не предвиделось. Сейчас завершен ll тур, и из 83 его участников в финал выйдет не более 3 участников каждого типа голоса (сопрано, меццо-сопрано, тенор, баритон, бас) то есть, не более 15 человек. Совсем скоро мы узнаем имена лауреатов. Но только один (одна?) станет обладателем Гран-При.
Ольга Новикова