Москва в графике ХХ века

13, Окт, 17

Новая Третьяковка на Крымском Валу представила для прессы выставку «Город и люди. Москва в графике ХХ века».

Выставка продолжает серию показов графических работ из запасников Третьяковской галереи. Она приурочена к 870-летию столицы и вместе с выставками «Москва сквозь века» и «Сохраненные святыни Москвы ушедшей», уже открытыми для посещения в Инженерном корпусе, является частью большого разностороннего проекта. Экспозиция, представленная в Новой Третьяковке, охватывает период с 1920-х до 1980-х годов. Многие произведения демонстрируются впервые.

От революции до перестройки постоянно меняющуюся Москву эти художники стремились запечатлеть быстро — графическими набросками. Серия Николая Чернышёва  с видами столицы конца 10-х — начала 20-х годов — о том, как после 17-го года город выживал.

«Здесь мы видим город, обезлюдевший после революции, с выбитыми стеклами, где на санки дети грузят гробы. Достаточно мрачное зрелище представляет собой этот город. И потом мы видим, как он меняется», — рассказала заведующая отделом графики XX века Третьяковской галереи Александра Струкова.

Эта «Нищенка» двадцатых годов работы Ильи Соколова — как мост от прежней эпохи ко времени НЭПа. А потом — «воронки» из тридцатых и активные стройки, как у художника Бориса Зенковича — только открывшаяся станция метро Комсомольская площадь битком набита первыми пассажирами.

А еще — стройка знаменитого Дома Советов на Охотном ряду — офорт тридцатых годов Зои Куликовой, здание, сменившее столько названий, теперь — Госдума. Рядом — Москва военная. Тогда художнику выйти на улицу с планшетом и начать рисовать было невозможно не только из-за угрозы бомбежки, его могли заподозрить в шпионаже. Поэтому, Татьяна Маврина делала свои наброски вслепую: перед выходом из дома клала в карман небольшие листы бумаги, карандаш.

«Буквально, не глядя, просто делала зарисовки карандашом. В кармане. То есть, не вытаскивая. И потом, когда она уже приходила домой, делала прекрасные акварели, смотря на которые, никогда не скажешь, что они были сделаны в военное время», — отметила куратор выставки Екатерина Архипова.

Александр  Дайнека на выставке представлен графической работой  «Площадь Свердлова в декабре 41-го» с заградительными аэростатами и кровавым закатом. Неповторимое время  шестидесятников отображено в работах Гурия Захарова и Анатолия Бородина. Москва в произведения графиков представлена как срез жизни всей страны в прошлом веке.

Третьяковская галерея на Крымском Валу ждет своих посетителей!

 

Сабадаш Владимир по материал пресс-службы.

Фото – пресс-служба Третьяковки


Create Account



Log In Your Account