Музыка Ильи Саца под крышей с синей птицей

06, Окт, 17

Она видна издалека — Синяя птица на крыше театра, раскинувшая крылья  на золотой арфе – символы счастья и музыки. Ему более полувека, и сегодня это великолепно оснащенный театр с разнообразным оперным и балетным репертуаром высокого художественного уровня, увлекающим детей разного возраста и молодежь. На сегодняшний день он остается единственным в мире, не имеющим ни аналогов, ни конкурентов — Детский Государственный музыкальный театр имени Наталии Сац. Идея просветительства, заложенная основательницей Натальей Ильиничной Сац, по-прежнему  основное направление его деятельности. «Миссия нашего театра — ввести маленького человека в мир большой культуры: российской, европейской, мировой», — говорил художественный руководитель и главный режиссер Георгий Исаакян на церемонии награждения в Лондоне. В номинации «Образование и просвещение» российский театр обошел восемь стран-участниц, и ему досталась престижная международная премия International Opera Awards 2017 года.

Все знают, что Наталия Ильинична, имя которой носит театр,  – дочь композитора Ильи Александровича Саца, автора популярных  мелодий из «Синей птицы». Но не все слышали и другую его музыку. И вот, наконец, в афише появляется — концерт из произведений Ильи Саца в исполнении оркестра, хора и солистов Детского музыкального театра (художественный руководитель и дирижер Константин Хватынец).

Илья Александрович Сац родился в маленьком историческом городке, когда-то живописном, а ныне мертвом Чернобыле. Учился сначала в Чернигове, а затем в Московской  консерватории  как виолончелист,  брал уроки композиции и дирижирования.  Писал  оркестровые сочинения, пьесы для фортепиано, песни, романсы. Один из них «Тихо тащится лошадка» на его собственные стихи  исполняла звезда эстрады тех лет Надежда Плевицкая, и романс был очень популярен. Но композитора все сильнее притягивал театр и скоро стал главным делом жизни. Он работал со Станиславским, Мейерхольдом, Михоэлсом и другими крупными режиссерами начала двадцатого века.

А начиналось все с крошечной «оперы» в русском народном звучании — «Сказка о золотом яичке» («Курочка ряба»), исполненной автором дома под рояль для своих совсем маленьких тогда детей. Впрочем, большими он их увидеть не успел – композитору было отмерено всего лишь 37 лет жизни. Наталье Ильиничне в печальном 1912 году, было всего 9. Премьера  «Сказки о золотом яичке» с большим успехом прошла в нынешнем концерте. Потом публика ознакомилась с красочной музыкой к спектаклю «Смерть Тентажиля» по пьесе Метерлинка в постановке Мейерхольда – первой и сразу очень удачной работой Саца как театрального композитора.

Особое место в его творчестве занял «Гамлет» Московского Художественного театра. Для работы над Шекспиром Станиславский пригласил английского режиссера Гордона Крэга. Он был одновременно и постановщиком, и художником, и последнее слово в выборе музыкального решения тоже было за ним. Крэг полагал, что только при соблюдении этих условий возможно создать целостный спектакль, настоящее произведение искусства. Англичанин знал и любил музыку, придавал ей в театре колоссальное значение. По его мнению, музыка, наряду с архитектурой, принадлежала к тому виду искусств, где с наибольшей полнотой можно достигнуть гармонии и красоты. Услышав, что сочинил Илья Сац, Крэг произнес: «Только он может создать музыку к «Гамлету»». Гордон Крэг  занимался постановкой, а  Станиславский — работой с актерами, обоим было непросто принимать видение другого, оба творческие  личности большого масштаба, и на репетициях часто случались разногласия. После премьеры отзывы были противоречивые, но в одном критики сходились – работа композитора великолепна.

Об Илье Саце к тому времени уже много писали, пришла известность, а теперь стали поступать предложения из-за рубежа писать музыку к Шекспиру. Но тяжелая болезнь уже не оставляла на это времени. Меньше чем через год после премьеры возвышенный похоронный марш из «Гамлета» в исполнении огромного оркестра музыкантов из нескольких театров сопровождал композитора в последний путь до Новодевичьего кладбища.

МХТ был главным в жизни Ильи Александровича, за время работы в этом театре он написал музыку к шестнадцати спектаклям. Самой популярной и до сих пор исполняемой оказалась «Синяя птица» по одноименной пьесе бельгийского драматурга Мориса Метерлинка. Наталья Ильинична очень живо описывает в своих воспоминаниях «Новеллы моей жизни» приезд Станиславского в их дом, как ее мама почтительно объясняла детям, что это сам основатель Художественного театра, и как шла в этот день работа над «Синей птицей»: «Папа начинает тихо-тихо в басовых октавах марш и шепотом поет:

Мы длинной вереницей

Пойдем за Синей птицей,

Пойдем за Синей птицей,

Пойдем за Синей птицей…

Звуки марша все разрастаются, растет надежда, что Тильтиль найдет птицу счастья. Делается так хорошо… В глазах Станиславского прыгают солнечные лучики, он встает с дивана, берет в охапку нашего папу, обнимает, целует его..».

…«Пойдем за синей птицей», — в ритм стоя аплодирует зал и подпевает последним тактам.

Автор: Ольга Новикова


Create Account



Log In Your Account