«Музыка моего времени», в Большом зале Консерватории к 65-летию Маэстро

28, Янв, 18

Конец января- начало февраля ознаменовались в Москве фестивалем, посвященным юбилею выдающегося российского музыканта с мировым именем — альтиста, дирижера, создателя камерного оркестра «Солисты Москвы», педагога, профессора консерватории и почетно профессора МГУ Юрия Башмета. Название фестиваля- «Юрий Башмет: 65 лет со дня рождения и 50 лет на альте».

Яркого и интересного на большом музыкальном празднике, длившемся больше недели, было много. Музыканта приехали поздравить друзья и партнеры, исполнители со всего мира: Олли Мустонен, Сергей Крылов, Алексанр Рудин, Жан-Люк Понти и другие. Один из концертов был посвящен произведениям, написанным специально для Башмета. Но один вечер — это, конечно, лишь очень малая часть – всего для него написано свыше пятидесяти альтовых концертов и пьес.

Прозвучали концерты Андрея Эшпая, Эндрю Лоуренса и Софии Губайдулиной, а также Литургия Гии Канчели и пьеса для ансамбля альтистов ирландца Гарта Нокса. Гарт Нокс прежде всего альтист, уникальный исполнитель произведений разных стилей от раннесредневековых опусов для фиделя (прародитель скрипки), барочной виолы дамур до ультрасовременного минимализма, в котором экспериментируют сегодняшние молодые авторы. Артист и сам импровизатор, в музыке которого слышны его ирландско-шотландские корни, отголоски традиционных кельтских наигрышей. Именно такое заводное народно-танцевальное действо для ансамбля из пятидесяти альтистов подарил Нокс своему российскому другу-юбиляру, и его инновационный инструментальный театр покорил взыскательную публику Большого зала Московской консерватории. Пятьдесят учеников маэстро Башмета из разных стран играли стремительное кружащийся ирландский танец, стоя и похаживая прямо в зале в проходах — это было триумфальное завершение концерта «подарков» от композиторов.

«Ну что такое 65, это обычная дата, ничего особенного», — говорит Юрий Башмет. – «Вот 50 лет игры на альте для меня гораздо важнее. Альт — это продолжение моей руки, часть моего тела». У Юрия Абрамовича инструмент работы миланского мастера Паоло Тесторе 1758 года, тоже своего рода юбиляр – 260 лет. Как правило, и смычок в таких случаях, всегда «именитый». Но Юрий Абрамович тут большой оригинал. Его смычок – все 50 лет один и тот же «непородистый», фабричный (не от мастера), который Юра школьником получил в подарок от маминой подруги. Она, не разбираясь в альтах и смычках, купила его в Дрездене в обычном музыкальном магазине за 12 немецких марок. Сумма незначительная, примерно стоимость двух чашек кофе. Удивительно, но он оказался настолько подходящим альтисту по весу и другим параметрам, что музыкант с тех пор с ним не расстается, хотя обычно смычки меняют не раз. Параметры, которые в данном случае так совпали, очень важный фактор – это касается здоровья музыкантов-струнников, влияет на положение руки и отток крови и в конечном итоге даже на продолжительность жизни.

В домашнем архиве Башметов сохранилось сочинение, Юра написал: «Главным в жизни человека является стремление к достижению поставленной цели. Поступки человека оцениваются по их нравственности и целеустремленности… Музыка – мое увлечение. Мой идеал – большой музыкант-исполнитель. Все мои стремления связаны с моим идеалом. Это и есть цель моей жизни».

Эта цель давно достигнута, но музыкант ставит все новые, и горизонт отступает. Может быть, теперь в этом смысл его жизни?

х х х

Ольга Новикова

Фотоотчет с концерта Светланы Яковлевой

                                


Create Account



Log In Your Account