Музыка Дмитрия Курляндского к спектаклю «Катабасис. Бесы» 18+

Данный материал подпадает под возрастное ограничение 18+, не предназначен для лиц младше этого возраста.
03, Ноя, 21

12 ноября 2021 года в музыкальном издательстве и лаборатории звуковых исследований Kotä выходит цифровой релиз композиции Дмитрия Курляндского, основанной на материалах музыки к спектаклю Бориса Юхананова «Катабасис. Бесы», по роману Федора Достоевского «Бесы». Премьера прошла в сентябре 2021 года в театре города Котбус, Германия.

В фойе Электротеатра в рамках международного фестиваля “NET” развернется одноименная выставка графики Бориса Юхананова, в которой музыка Дмитрия Курляндского станет частью экспозиции, наряду с фотографиями, видеофрагментами спектакля и анимированной графикой.

Борис Юхананов о спектакле: 

«»Бесов» ставят очень часто, это один из самых адаптируемых текстов Достоевского. Но почти все эти адаптации идут по одному и тому же пути: режиссеры превращают роман в пьесу, это и есть инсценировка. 

Я не хочу заниматься инсценировкой Достоевского, потому что и сам Достоевский не писал пьес, он писал романы. И мы обращаемся к «Бесам» не для того, чтобы сделать из них пьесу. Мы не играем этот роман, мы играем с ним. Мы можем себе это позволить, потому что этот роман представляет собою сбывшееся пророчество, Достоевский полностью предсказал в нем весь ХХ век, с его катастрофами. И так как пророчество это сбылось, то есть принадлежит прошлому, то роман представляет собою законченную, закончившуюся историю. Ее можно взять как законченное целое и играть с этим целым. И у этой игры есть определенные правила и законы. Или, если точнее, у этой игры есть исходная ситуация, что-то вроде «сказки о происхождении». 

Наша игра в «Бесов» разворачивается в райском саду. В Раю очень любят праздники, тематические вечеринки. Для одной из таких вечеринок Бог выбирает в качестве темы — Ад. Ангелы должны играть демонов. Адские игры в раю — это жанр нашего спектакля. Сам же Бог берет на себя роль Дирижера, потому что это единственная достойная его роль. А фоном для этих игр служат ситуации повседневной жизни, фрагменты современного городского ландшафта, которые и представляют сегодня настоящий Ад. Только Ад этот бессловесный, застывший, холодный. 

В нашей игре есть еще один особенный участник — Искусственный разум, Нейросеть, то есть новое божество, рожденное XXI веком. Искусственный разум, для которого вся предыдущая история и культура — не более, чем набор чисел и алгоритмов, является соавтором Бога в этой постановке. Из диалога с Нейросетью рождаются голоса и музыка, Нейросеть читает тексты Достоевского и продолжает их на свое усмотрение. Сам я в данном случае действую как бы от лица Нейросети, и если Дирижер в нашей постановке — роль для Бога, то Нейросеть — роль для режиссера».

Дмитрий Курляндский о музыке:

«Центральным элементом сценографии спектакля является карусель — конструкция на поворотном круге, внутри которой сменяются интерьеры и ситуации: кафе, митинг, парикмахерская, похороны и др. В этих интерьерах по-своему, медленными рывками, течет время. Образ бесовской карусели и бесовских плясок во время спуска в Аид (катабасис) и стали для меня отправными в поиске музыкального материала, который неожиданно обнаружился на территории, близкой к техно».


Create Account



Log In Your Account