Складывается этакая фестивальная «матрешка»: Биеннале театрального искусства, в его рамках – фестиваль «Видеть музыку», а в нем – маленький фестиваль для маленьких – детская программа, представленная в Москве театрами трех стран – России, Австрии и Израиля. В семи спектаклях по сказкам разных народов, а также «Аэлите» по роману А.Толстого соединились высокий профессионализм и любовь к детям, безграничная фантазия постановщиков и продуманность, основанная на знании детской психологии, увлеченность авторов спектакля тем, что они делают, и желание научить детей понимать и любить музыкальный театр, научить их «видеть» музыку».
Детский «фестиваль в фестивале» открылся выступлением австрийской ТашенОпер с премьерой на сцене Детского музыкального театра имени Наталии Сац. Художественный руководитель театра, он же художественный руководитель фестиваля «Видеть музыку» Георгий Исаакян представил австрийских коллег и их работу на пресс-конференции перед спектаклем: «Мы горды, что наш театр становится центром просвещения и международного сотрудничества, всегда держим двери открытыми для театров из других стран. Сегодня театр имени Наталии Сац принимает участников фестиваля – австрийскую ТашенОпер с «Храбрым портняжкой» и израильский театр «Поезд» со спектаклем «Костюм на заказ». И если израильтяне этим летом уже показывали свой спектакль в нашем театре, то ТашенОпер в Москве впервые», — сказал Георгий Исаакян.
Опера видного современного австрийского композитора Вольфганга Миттерера «Храбрый портняжка» по сказке братьев Гримм была поставлена еще в 2006 году и более пятидесяти раз с большим успехом показывалась в городах Австрии и Германии. А для участия в московском фестивале в преддверии Года музыки Австрии и России (2019 год) была сделана новая редакция: «Наш театр мобильный, он не имеет своего помещения, мы проектный театр — каждый раз на новый спектакль– и для взрослых, и для детей собирается новый состав актеров, новые декорации, предоставляется другое помещение», — рассказывает Евгений Ситохин, режиссер спектакля, родившийся в Сибири и много лет живущий в Австрии. — «С сегодняшнего дня у меня вторая профессия – «мост»», — с юмором говорит постановщик. – «Храбрый портняжка» — наша первая детская опера. Мы играем на немецком языке, и я понимаю, каково иностранным детям слушать, вникать в действие, читая субтитры во время представления, поэтому я стараюсь подтвердить все визуально – сценографией, картинками. Представление идет под оригинальную музыку Вольфганга Миттерера, это наши акустические декорации, она сочетает живые тембры и электронное звучание».
У деятелей театра во всем мире, создающих музыкальные спектакли для детей, цели сходные: «Спектакль выбирают родители, дети приходят вместе с ними, так что детский театр – это для всей семьи, и это имеет большое значение. Мы и австрийский театр ТашенОпер думаем об одном и том же: с детьми надо быть честными, надо всерьез относиться к этой аудитории и к тому, что ты для нее делаешь. Если мы сейчас не просветим, не научим детей, что опера – это важно и серьезно для культурного человека, то мы не получим оперную публику завтрашнего дня», — считает Георгий Исаакян.
«Храбрый портняжка» венского театра ТашенОпер встретил полное понимание юной московской аудитории и их взрослых — публика оценила музыку, и постановку, костюмы и красивые голоса молодых певцов из Вены, эмоционально показав это бурными долгими аплодисментами.
х х х
Ольга Новикова
Фот предоставлено пресс-центром театра