«Нано-Опера»: конкурс молодых оперных режиссеров 2022 года (18+)

Данный материал подпадает под возрастное ограничение 18+, не предназначен для лиц младше этого возраста.
30, Май, 22

В Москве завершился пятый международный конкурс молодых оперных режиссеров «Нано-Опера». Его придумал и разработал художественный руководитель и главный режиссер театра «Геликон-Опера» Дмитрий Бертман. В залах «Геликона» всегда и проходит это соревнование.

Идею названия конкурса навеяли совсем не музыкальные науки: наночастицы — это «объекты диаметром до нескольких сотен нанометров, малый размер которых также играет значительную роль в их свойствах и применении» (википедия). Начинающие оперные режиссеры (до 35 лет) должны, по условиям конкурса, в три тура представить перед публикой и жюри в строго отведенное время процесс постановки арии (первый тур, 10 минут), дуэта (второй тур, 10 минут) и массовой сцены с хором (третий тур, 15 минут) из мировых опер. Среди них были «Кармен» Бизе, «Евгений Онегин» Чайковского», «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, «Паяцы» Леонкавалло», «Бал-Маскарад» Верди, «Кащей Бессмертный» Римского-Корсакова и другие. То есть, руководствуясь знаниями законов музыки и театра, творческой интуицией, молодой постановщик должен показать, какими «свойствами» обладает выбранный «нано-фрагмент» той или иной известной оперы, его «применение» и какую «значительную роль» эта сцена «очень малого размера» играет в опере.

Всех солистов, пианистов-концертмейстеров, хор и оркестр предоставил конкурсу театр «Геликон-Опера». Туры проходили в Белоколонном зале княгини Шаховской под аккомпанемент фортепиано (концертмейстеры Елена Сосульникова и Павел Тяло), а оркестр участвовал в церемонии открытия и заключительном гала-концерте в зале «Стравинский» (дирижер Филипп Селиванов, ведущая Фекла Толстая). Рабочий процесс, показанный в турах, подчеркивался униформой (одинаковые футболки с надписью «Нано-Опера»), а в гала-концерте фрагменты в постановке победителей и других участников конкурса шли с декорациями, светом и костюмами.

Популярность уникального соревнования растет год от года. Если на предыдущий, четвертый смотр было подано сто заявок и отобрано тринадцать участников, то на этот раз – двести подавших заявки и десять отобранных для участия, шесть из которых прошли в финал: Ольга Мелкумова (Красногорск, Московская область), Ирина Гаудасинская (Санкт-Петербург), Вадим Летунов и  Мария Фомичева (Москва), Сухроб Усмонов (Душанбе, Таджикистан), Еренбак Тойкенов (город Нур-Султан, Казахстан). Первая премия досталась Марии Фомичевой, вторая – Еренбаку Тойкенову, третья – Ирине Гаудасинской. Кроме премий, победители получили приглашения от членов жюри из разных театров для работы над постановками: Фомичеву пригласили Павел Сорокин (Ростовский государственный музыкальный театр) и Рамиз Усманов (Большой театр имени Алишера Навои, Узбекистан). Еренбака Тойкенова и Ирину Гаудасинскую пригласил в столичный театр Казахстана Толеубек Альпиев  (Астана Опера). Еренбак также стал обладателем приза зрительских симпатий и подарка от книжного магазина «Москва» —  ручка «Паркер» и чемодан.

Ирину Гаудасинскую выбрали для постановки спектакля еще два члена жюри — Сергей Бобров (Красноярский государственный театр оперы и балета им. Д.А. Хворостовского) и Вячеслав Стародубцев (Новосибирский государственный академический театр оперы и балета НОВАТ). В НОВАТе Ирина будет ставить спектакль «Укрощение строптивой» В.Я. Шебалина.

Финалисты Ольга Мелкумова и Вадим Летунов получили специальные призы: Ольга — приглашение принять участие в мероприятии «Фонда Елены Образцовой» (поддержка музыкального искусства), а Вадим — Сертификат на постановку одной из программ «Большая опера» телеканала «Россия-Культура».

Конкурс – это всегда возможности: молодым профессионалам — заявить о себе, публике – познакомиться с новыми создателями спектаклей, директорам театров, концертных залов и агентств — заключить новые контракты, средствам массовой информации – представить огромной аудитории новые имена в музыкальном искусстве. В «Нано-Опере», кроме жюри, состоящего из профессионалов музыкально-театрального мира (в этом году это двенадцать человек из шести стран), есть также медиа-жюри. В него входят музыкальные обозреватели печатных и интернет-изданий, критики, ведущие радио и телевидения. Они сами выбирают и награждают своих фаворитов, независимо от судейства основного жюри. Например, Михаил Колегов, не прошедший в третий тур, многим так понравился, что стал обладателем трех призов – диплома «За убедительную работу с музыкальным материалом», диплома и приглашения на интервью от радио «Орфей» и нового, специального приза, учрежденного  PR-отделом театра «Геликон-Опера».

 «До встречи на следующем шестом конкурсе молодых оперных режиссеров «Нано-опера»!», — такими словами завершила заключительный концерт Фекла Толстая.  Публика, заполнившая до отказа зал «Стравинский» — самый большой из пяти залов театра — долго аплодировала под звуки музыки Верди из оперы «Бал-маскарад» в исполнении солистов, хора и оркестра театра «Геликон-опера».

                                                            х х х

Автор текста Ольга Новикова

Фотограф Дмитрий Коробейников

           


Create Account



Log In Your Account