Народное, значит любимое

15, Сен, 20

Народный художественный промысел — одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного или декоративного назначения (а часто сочетающая обе сферы). Народные промыслы обычно обособлены определенной географической областью, развивались именно там и чаще всего получают название именно по местности, где началось производство. С изделиями народных промыслов связан и особый «нейминг», ведь ассоциации возникают в нас с детства – бело-голубые узоры на керамике – гжель,  узнаваемые расписные шкатулки – Палех. К сожалению, народные промыслы с трудом защищают себя от подделок, а иностранцы (да порой и сограждане нашей страны) не слишком-то разбираются в том, какие предметы действительно обладают художественной ценностью, а какие являются «самодеятельностью» многочисленных фирмочек и определенно фальсификатом, к которому не приложили руку известные художники.

Познакомить как можно больше людей с настоящими шедеврами и мастерами народных промыслов должна Выставка актуального народного искусства (#ВАНИ), которая открылась  в 457 павильоне ВДНХ.  Открытие было приурочено к дню города и теперь выставка работает ежедневно кроме понедельника с 11 до 20 часов. Планируется проведение на этой площадке различных мероприятий, мастер-классов и знакомство с художниками и мастерами. Прямо на глазах зрителей будут создаваться шедевры, так обещали и мастера-кружевницы и ювелиры.  Партнерами выставки выступили Ассоциация «Народные художественные промыслы России» и Центросоюз Российской Федерации.

Для выставки объединились более 20 предприятий и все они известны жителям постсоветского пространства с детства: Хохломская роспись по дереву, Гжельский фарфор,  Златоустовская гравюра на стали, Кубачинские украшения из серебра,  Жостовские подносы,  Тобольская резьба по кости,  Каслинское художественное литье из чугуна, Липецкие кружева,  Кадомский вениз, Оренбургские пуховые платки, Ростовская финифть, Палехская лаковая миниатюра и др. Многие выбрали для выставки масштабные произведения, показывающие широту русской души, а также отдельная часть экспозиции была посвящена 75-й годовщине Великой Победы. Каслинские мастера представили огромный поднос «Победа»,  Палехские  художники также не остались в стороне и показали ярость битвы в своей классической технике (кстати, и в 1945-м году они также готовили победные сюжеты, которые знаменовали окончание тяжелейшей страницы истории). Представители Кадомского вениза (так называемое «игольное кружево» — вид игольчатой вышивки, который пришел из Венеции, но теперь мастерицы остались только в нашей стране) рассказали, что в годы войны труженицы фабрики шили телогрейки и белье для фронта.

Особым фактом,  о котором напомнили организаторы выставки стало то, что в 1945 году, еще до окончания войны Совет народных комиссаров издает постановление о создании училищ народных промыслов. Это было необходимо по многим причинам – восстановить эту сферу, а также подготовить специалистов, которые потом могли бы осуществлять и реставрационные работы.  Стоит вспомнить и о том, что  уже в конце 1943 г.  прошла выставка народных художественных промыслов, которая должна была поддержать патриотизм в борющейся против фашизма стране.

Работы, выполненные в различных художественных техниках теперь выполняют и в более современном стиле или на необычных предметах – например, вполне строго и модно выглядит лампа с черным абажуром на основании, расписанном «под хохлому». Жостово представило расписные лейки, но как нам рассказал  Илья Федукин заместитель директора по общим вопросам «Жостовской фабрики», сейчас фабрика предлагает и даже предметы мебели с росписью, участвует в коллаборациях с другими производителями (например, появляются платки в стиле «Жостово»), развивает и «творческий туризм»  — можно приехать на фабрику, посетить мастер-класс и расписать поднос. А в Москве даже пройти обучение и овладеть техниками, привычными жостовским мастерам.

Елена Георгиевна Биличенко, учредитель ООО «Кадомский вениз» рассказала, как сложно сохранить фабрику в современных реалиях. Раньше действовал учебный цех, в городе было отделение прикладного искусства в техникуме. Сейчас же молодежь не особо заинтересована в такой сложной кропотливой и требующей усидчивости работе. На фабрике теперь работает лишь 65 человек.

При этом многие понимают, что нужно сохранять народные промыслы, ведь они являются частью нашей истории и до сих пор вдохновляют многих художников и модельеров. «Народные художественные промыслы — важнейшая ценность нашей страны, которую необходимо беречь. Мы рады представить Выставку актуального народного искусства всем неравнодушным, и предлагаем не только познакомиться с историей, но и оценить работы мастеров и народных художников XXI века», — отметил в своей речи  идейный вдохновитель Выставки актуального народного искусства, лауреат Государственной премии РФ Сергей Котов.

«Надеюсь, каждый найдет для себя что-то новое и удивительное, прикоснется к традициям народного творчества и обязательно вернется сюда с друзьями и близкими, чтобы поделиться этой красотой!», — сказал Председатель правления Ассоциации «Народные художественные промыслы России» Геннадий Дрожжин. «Открытие Выставки – одно из звеньев большой совместной работы по поддержке и популяризации Народных художественных промыслов» — поделился своими мыслями Начальник управления по работе с регионами Александр Казачков.

Почти все участники выставки отметили, что выставок народных промыслов в стране не так много, а их посещают в основном те, кто уже знали о народных промыслах с детства и испытывают ностальгию. Но при этом хотелось бы познакомить с этим видом искусства все больше людей и особенно молодежь. Организаторы надеются, что с помощью подобной выставки это удастся.

Елена Злотникова


Create Account



Log In Your Account