Новые имена: Портрет Марии

14, Апр, 18

Мария с детства была не как все, и сейчас  чем-то неуловимым всегда обращает на себя внимание, начиная с внешности, которая сразу выделяет ее из любой группы людей и привлекает взгляд – высокая,  темно-рыжеволосая, длинные локоны  обрамляют классическое, по-старинному красивое лицо.  Живи она лет на 500 раньше, с нее бы Рафаэль и Тициан писали Мадонну.

Ее не волнует, кто что скажет и подумает,  она оригинальна и в чувстве юмора, и в самопрезентации: «Я ничего не боюсь, стараюсь верить в хорошее, я сумасшедшая и не очень-то приятная, но в целом — просто прелесть».

А что большинство из нас скажет  про телевизионные выигрыши, обещанный в передаче бесплатный ремонт? Что все  это для своих, а простому человеку ничего не перепадет.  А она не сомневается, что все получится. Была еще старшеклассницей, когда  позвонила в телевизионную программу «Квартирный вопрос» и,  действительно,  приехали и сделали ремонт. Вскоре они с мамой водили экскурсии по своей новой сказочной кухне. Удивлению гостей не было предела, и восхищала не только кухня, но и Маша, это же она все устроила.

Мария Остроухова – наследственный московский «гнесинский» музыкант: бабушка была пианисткой, дедушка преподавал теорию музыки в институте имени Гнесиных,  отец — виолончелист. И училась Маша по классу фортепиано у своей мамы Анны Федоровны Арзамановой в специальной музыкальной школе-колледже имени Гнесиных, которую закончила с отличием. В старших классах увлеклась пением и ходила на занятия  к частному педагогу. Учась в консерватории как пианистка, она хотела параллельно закончить второй факультет – вокальный. И вот тут в Московской консерватории совершили роковую ошибку – нет, — сказали ей, только факультатив. Марию это не устроило, и консерватория потеряла свою самую многообещающую студентку.

Так же просто, как с кухней, она поступила с поездкой в Англию. Никто ее там не ждал, никто за нее не просил.  Она по собственной инициативе поехала в Лондон прослушиваться в Королевский колледж музыки, и ее взяли сразу на пятый курс вокального факультета. Помогли и мамины уроки – она произвела впечатление не только артистизмом и объемным красивым меццо-сопрано, но и блестящей пианистической подготовкой, то есть сразу показала серьезный музыкальный профессионализм, и это было оценено по достоинству. Потом она последовательно закончила с отличием колледж и аспирантуру (в 2015 году),  будучи уже солисткой Лондонской оперы.  Активная участница концертов и международных  фестивалей  в Англии, Германии, Австрии молодая певица за несколько лет наработала большой разнообразный репертуар из музыки пяти веков — от эпохи Возрождения до наших дней.

В Англии композитор номер один – Георг Фридрих Гендель.  Немецкий композитор эпохи барокко, учившийся в Италии, он переселился в Англию в период, когда музыкальная жизнь там была в упадке, и постепенно поднял ее на достойную высоту. За полвека жизни в этой стране, став британским подданным,  он пережил взлеты и падения,  был славен при королевском дворе, возглавлял Национальную оперу.  Англичане считают его своим композитором, а не немецким. Неудивительно, что пять партий в репертуаре Марии Остроуховой – из опер Генделя, в том числе,  Юлий Цезарь («Юлий Цезарь в Египте»). Певицу именуют в программках «колоратурное меццо-сопрано», то есть подвижное, способное на исполнение виртуозных пассажей в быстром темпе. И это действительно так. В русской исполнительской традиции меццо-сопрано значительно отличаются по тембру от сопрано  крупным насыщенным звуком и некоторой «неповоротливостью». В западной же традиции разница между меццо-сопрано и центральным лирическим сопрано лишь в диапазоне, меццо часто имеют светлый «сопрановый» тембр и обладают большой подвижностью голоса. С этой точки зрения Остроухова – «западное» меццо-сопрано, необходимое для исполнения колоратурных арий Генделя, и от ее техники порой захватывает дух. Певица — постоянный участник генделевского фестиваля в столице Великобритании. В ее арсенале также  партии в операх Монтеверди, Перголези, Моцарта, Рихарда Штрауса, Россини, Бриттена и других композиторов; арии и соло из ораторий и симфоний Сен-Санса, Перголези, Бетховена, Малера, реквиемов Моцарта и Михаэля Гайдна, камерная музыка разных стилей и эпох.

Участие в международных конкурсах принесло Марии две первые премии в Казани и Австрии, две вторые в Лондоне и специальный приз  Competizione dell’ Opera на главной сцене Большого театра. Об этом выступлении писали: «Совершенно феерическое впечатление оставила единственная меццо финала москвичка Мария Остроухова, спевшая знаменитое Largo Ксеркса «Frondi tenere… Ombra mai fu» из оперы Генделя «Ксеркс».

Сочный, густой, яркий, очень культурный голос, умная подача звука, в котором в каждый момент соблюдено чувство меры, необычайная пластичность звуковедения сделали запетый шлягер подлинным бриллиантом вечера. Сегодня этот репертуар все чаще отдают на откуп контратенорам, фаворитам эпохи постмодерна, с их бледноватым звучанием – как же отрадно было услышать в барочной музыке полноценный, красивый голос, которому подвластна передача богатой палитры эмоций!».

Подобную характеристику голоса и мастерства молодой певицы можно отнести ко всему, что она исполняет. К счастью отечественных любителей и ценителей вокального искусства,  Мария выступает во многих российских городах: только что с аншлагом и грандиозным успехом ее концерт прошел в Перми в огромном зале музея Дягилева. А до этого были блестящие гастроли в Казани, Набережных Челнах, Кашире, Суздале. Екатеринбург рукоплескал ее выступлению с европейски известным Московским Камерным Оркестром  «Musica Viva» под управлением Александра Рудина. Голос Марии наполнял и все главные залы Москвы — филармонии, консерватории, Большого театра, Дома музыки, не говоря уже о малых — музея Скрябина и других.

В Лондоне заметили незаурядную российскую артистку еще в годы ее учебы. В 2015 году она принимала участие как солистка в музыкальном приношении Британской королеве Елизавете ll по случаю рождения правнучки. Совместно с оркестром Королевских  Морских Пехотинцев в подарок августейшей прабабушке была записана «Колыбельная для Шарлотты» композитора Ольги Томас,  другой «гнесинской англичанки», бывшей москвички, живущей в английской столице уже около тридцати лет. Теперь по решению министерства культуры Великобритании предложен вид на жительство и Марии Остроуховой в категории «Уникальный талант». Сейчас она живет на два города — Москва и Лондон. Надеемся, что это не помешает певице периодически радовать нас своими выступлениями на родине.

Мария Остроухова — разносторонний художник, она еще в Королевском колледже попробовала свои силы как постановщик моноспектаклей, и успешный опыт вдохновил ее на новые достижения. Теперь в режиссерском портфолио артистки два моноспектакля по циклам французских композиторов Мессиана,  Дебюсси, Форе, Равеля и других. В ансамбле с пианисткой Анной Арзамановой   она заканчивает работу над примечательным проектом —  циклом «Вокруг света»:  в четырех концертах музыкально объят весь глобус, включая неизвестную нашему широкому слушателю  замечательную музыку Исландии, Сербии, Израиля. Первый концерт уже состоялся,  как всегда,  с большим успехом, прозвучала  музыка Южной Европы и Северной Америки. Фонтан идей не иссякает — в дальнейших  планах  «неустанной Марии» – постановка музыкально-драматического спектакля по роману Ремарка «Искра жизни».

х х х

Ольга Новикова

Фото из личного архива Марии Остроуховой


Create Account



Log In Your Account