«ОБРАЗ ПЕТРА I В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА» (6+)

Данный материал подпадает под возрастное ограничение 18+, не предназначен для лиц младше этого возраста.
30, Сен, 22
К 350-летию со дня рождения Петра Великого
В 2022 году исполняется 350 лет со дня рождения Петра I – российского императора, за годы своего правления радикально изменившего международный, политический, экономический, социальный и культурный облик страны. Выставочный проект, подготовленный Государственным музеем А. С. Пушкина, приурочен к этой знаменательной дате.

Петровская тема была центральной почти во всей русской литературе XVIII века. Поэты последующих поколений не раз обращались к фигуре царя-просветителя. Пушкин не был исключением. Начиная со «Стансов» 1826 года образ Петра I прочно вошел в его поэзию. Впоследствии в поэмах «Полтава» и «Медный всадник», в романе «Арап Петра Великого» и ряде стихотворений Пушкин создал незабываемый образ Петра I как «вечного работника на троне», человека, который «прорубил окно в Европу» и принес в Россию европейское просвещение. В последние годы жизни поэт работал над «Историей Петра», оставшейся незавершенной.

 
Первый раздел экспозиции посвящен историко-героической поэме «Полтава». Приступая к работе над ней, А. С. Пушкин изучал печатные источники того времени, посвященные правлению Петра I: «Историю Малой России» Д. Н. Бантыша-Каменского, «Деяния Петра Великого» И. И. Голикова, «Историю Российской империи при Петре Великом» Вольтера и другие. Ему были знакомы поэма Байрона «Мазепа» и повесть Е. Аладьина «Кочубей». В начале 1824 года он предпринял с И. П. Липранди поездку из Одессы в Бендеры с целью отыскать следы лагеря Карла II и могилу гетмана Мазепы. А в 1825 году с сочувствием встретил «Войнаровского» К. Ф. Рылеева. В «Полтаве» Пушкин предложил собственную историческую концепцию той далекой эпохи, свое понимание характеров Петра I, Карла XII, Мазепы и Кочубея, осмысление их деятельности для будущего «северной державы». В глазах поэта Петр I был воплощением прогрессивного начала, творцом новой, возрожденной России – просвещенной, мощной и единой страны. Особое значение поэт придавал полтавской победе Петра, давшей возможность создать могучую российскую государственность.
Опубликованная весной 1829 года, поэма вызвала ожесточенные споры, главным образом касавшиеся вопросов исторической точности характеров и психологической достоверности любовной коллизии – любви Марии к Мазепе. Одни утверждали, что подлинные события противоречат вымышленным характерам; другие настаивали на полной историчности поэмы; третьи считали, что «прелесть целого» допускает некоторые «отступления от истины». Однако гораздо значительнее фактической точности был художественный историзм «Полтавы» – наличие в ней образов-характеров, обусловленных Петровской эпохой и ее в себе олицетворяющих.
 
Второй раздел экспозиции составили материалы, связанные с романом «Арап Петра Великого». Пушкин работал над ним в Михайловском летом 1827 года. Еще до создания «Полтавы» поэт задумал дать картину Петровского времени в «семейном» историческом романе о своем знаменитом предке. Прообразом главного героя, Ибрагима, послужил прадед поэта Абрам Петрович Ганнибал, один из сподвижников Петра I, чья необычайно сложная биография с юности привлекала внимание Пушкина. Роман, главная сюжетная линия которого развивается на фоне широкого историко-бытового повествования, давал возможность представить и Петровскую эпоху, и самого Петра – как центральную историческую личность, «героя полтавского, могучего и грозного преобразователя России»… Отдельные главы, напечатанные в «Северных цветах на 1829 год» и «Литературной газете» в 1830 году, были благосклонно встречены критикой. Однако к моменту их публикации Пушкин уже отказался от продолжения: он ставил перед собой задачу показать бурную Петровскую эпоху, а последние годы жизни «властелина судьбы» не давали материала для изображения борьбы царя с противниками его реформ. Как целостное произведение роман впервые был напечатан после смерти Пушкина в журнале «Современник», в 1837 году, под заглавием, данным издателями – «Арап Петра Великого». О том, что текст остался незавершенным, в один голос сожалели все читатели. По словам современника, было «видно, что Пушкин изучал много век Петра и готовил материалы для того, чтобы со временем начертать большую и полную картину».
 
Фотограф: Алла Леонидовна Постол

Create Account



Log In Your Account