В Москве прошел международный музыкальный фестиваль «Опера Априори», продолжавшийся с конца зимы до середины июня. В концертах были не только оперы, но и все, что относится к вокальному искусству – песни, арии, ансамбли, масштабные и камерные светские и духовные хоровые сочинения европейских композиторов трех с лишним веков, включая сегодняшний день – Генделя, Доницетти, Глинки, Брукнера, Ланга, Курбатова и многих других. Историческая и разностилевая панорама разворачивалась на сцене Концертного зала имени Чайковского и в Англиканской церкви св. Андрея, известной в Москве своими органными и вокальными концертами.
Финальным аккордом фестиваля стала российская премьера оперы «Сигизмунд, король Польши», состоявшаяся в Концертном зале имени Чайковского. Композитор – Леонардо Винчи. Не путайте с великим ученым, художником и музыкантом эпохи Возрождения Леонардо да Винчи, жившем за почти два с половиной века до неаполитанского Винчи-композитора, представителя итальянского барокко.
Первое исполнение оперы Леонардо Винчи «Сигизмунд, король Польши» прошло в Риме в 1727 году, после чего о нем не вспоминали более трехсот лет. Но не музыка была тому виной – она хороша. Основной причиной такого забвения была, скорее всего, сюжетная «нестандартность» произведения. В эпоху барокко оперы представляли, в основном, «сказки» из греческой и римской мифологии, или древней истории, это было всем понятно и популярно. А тут – политика, реальная история Польши и Литвы, почти не известная итальянским любителям оперы и совершенно их не увлекавшая.
В июне 2019 года случился юбилей — 450 лет со дня подписания Польско-Литовской унии и образования государства, известного как Речь Посполитая. Именно это событие и легко в основу оперы Леонардо Винчи «Сигизмунд, король Польши». В честь юбилея оперу возродили к сценической жизни польские музыканты, специализирующиеся на старинной музыке — ансамбль аутентичных (подлинных 17-18 веков) инструментов «Исторический оркестр» под управлением Мартины Пастушки. «Музыка очень хорошая, нам понравилось произведение, к тому же оно связано с историей Польши», — пояснила скрипачка и дирижер Мартина Пастушка. По барочной традиции она дирижирует со скрипкой в руках, играя по ходу представления вместе с оркестром в интермедиях (в народе – «проигрыш»).
При поддержке Института Адама Мицкевича «Сигизмунд, король Польши» прозвучал на фестивале «Опера Априори» в отличном исполнении певцов мирового уровня: Макс Эмануэль Ценчич (Сигизмунд, король Польши (контратенор, Австрия), Александра Кубас-Крук (Примислав, великий князь литовский (сопрано, Польша), Юрий Миненко (Оттон, контратенор, Украина), Софи Юнкер (Кунигунда, сопрано, Бельгия), Диляра Идрисова (Джудитта, сопрано, Россия), Джейк Ардитти (Эрнест, контратенор, Великобритания), Василий Хорошев (Эрмано, контратенор, Россия).
Контратенор –высокий мужской голос, популярный сейчас в мире способ вокализации – оперное пение фальцетом, звучащим, как женский голос. Это напрямую связано с традициями опер эпохи барокко: указом папы, действовавшем до 1798 года, женщинам запрещалось выступать на сцене, и все женские партии в операх исполняли кастраты. Варварская традиция подвергать этой операции музыкально одаренных мальчиков с яркими голосами для сохранения на всю жизнь «женского» певческого звучания еще процветала в18 веке и официально была запрещена только в 1870 году. Современные певцы овладели «двойной» техникой – они могут петь и баритоном и фальцетом (контратенор).
Премьера оперы «Сигизмунд, король Польши» Леонардо Винчи с огромным успехом завершила Vl вокальный фестиваль «Опера Априори», и публика в зале Чайковского стоя выражала бурными аплодисментами свое восхищение.
Ольга Новикова
фото Apriori Arts Agency
Фотограф Ира Полярная/Опера Априори