Особняк Волконских и Истоминых вернет исторический вид (18+)

Данный материал подпадает под возрастное ограничение 18+, не предназначен для лиц младше этого возраста.
05, Авг, 22

Лето — традиционная «горячая» пора реставраций. Многие особняки сейчас возвращают свою историческую красоту, причем как внешнюю — при ремонте фасадов, так и внутреннюю. Расчищают лепной декор специалисты, причем во время работ обнаруживается множество интересных деталей. Так в особняке на ул. Пречистенка, принадлежавшем князьям Волконским и московским купцам Истоминым, ведутся уникальные работы – сохранение редких образцов исторического декора. В здании, которое является выявленным объектом культурного наследия, будет отреставрирован лепной декор, проведена реставрация печных изразцов и сохранены 2 мраморных камина. 

Какое же здание скоро продемонстрируют во всей красе москвичам? Главная особенность, что это один из немногих шедевров допожарной Москвы. Особняк является главным домом московской городской усадьбы. В структуре особняка сохранилась древняя основа каменных палат рубежа XVII-XVIII веков, на которую наслоились черты зодчества периода классицизма XVIII – начала XIX веков. Изначально данный участок был частью обширного владения, располагавшегося по обеим сторонам ул. Пречистенки, и принадлежавшего стольнику С.П. Чичерину. Далее, на протяжении почти всего XVIII века — с 1709 по 1777 и с 1789 по 1793 годы — усадьбой владели представитель рода Протасовых. В 1793 году участок был продан за долги опекунами малолетних С. и А. А. Протасовых княгине Софье Ивановне Волконской, которая одновременно с покупкой заложила его в Московском Опекунском совете Императорского Воспитательного дома.

Усадьба еще много раз меняла знаменитых собственников, главный дом уцелел в пожаре 1812 года и был современником других исторических событий. Но, пожалуй, период рассвета усадьбы связан с именем Алексея Михайловича Истомина и его семьей, которые владели участком в период с 1883 по 1917 гг. Купец первой гильдии А.М. Истомин торговал сукном на Ильинке в доме Купеческого банка, служил помощником торгового смотрителя и состоял казначеем Совета Попечительства о бедных. Был совладельцем знаменитой Голутвинской ткацкой мануфактуры. Алексей Михайлович жил в главном доме усадьбы с семьей и переделал его по проекту архитектора К. Ф. Буссе, который является автором комплекса зданий Никольского греческого монастыря в Москве. К настоящему времени здание в основном сохранило облик, сложившийся в 1883 году. Также известно, что в 1898 году на уличном фасаде главного дома по проекту архитектора А. Калмыкова был переустроен балкон с устройством свода по железным балкам. Предполагается, что в это время интерьеры дома получили новое декоративное оформление, частично сохранившееся до настоящего времени.

«Особняк на Пречистенке является выразительным образцом усадебной застройки Москвы. Памятник сохранил историческую композицию и ценный комплекс художественной отделки. Пышно декорированные потолки залов отличаются лепными элементами разных форм: в частности, это и строгие геометричные розетки, и витиеватые растительные мотивы, элементы с аллюзиями к античности, рельефные изображения путти (ангелочков) с лирами. Кроме того, в основе здания находятся палаты рубежа XVII – XVIII веков. В 2021 году здесь стартовала долгожданная комплексная реставрация. Сейчас специалисты трудятся над возвращением исторического облика главному фасаду, а также ведут работы в интерьерах. Параллельно в реставрационных мастерских продолжается масштабное восстановление изящного лепного декора, который по площади занимает порядка 500 квадратных метров, это около 1000 элементов», — рассказал глава столичного Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.

Работали с декором очень аккуратно — причем выяснилось, что часть украшений выполнена не из гипса, а из папье-маше — тогда ее называли «бумажный камень». Аккуратно с помощью магнитов определеяли места крепления отдельных частей, потом вынимали крепления и закладные, чтобы демонтаж прошел аккуратно. Кроме того, реставраторы в мастерских очищали и гипсовую и «бумажную» лепнину от штукатурки и даже краски — поздних «советских» наслоений. Находки оказались удивительными, лепнина гораздо изящнее и прихотливее, чем ее привыкли видеть, поздние слои закрыли точнайшие веточки и части букетов. В новом варианте все это будет представлено. 

Все части декора заново поставят на исторические места. Удастся сохранить лепные плафоны и розетки, галтельные и лепные карнизы с ложной паддугой (сферическая поверхность, расположенная над карнизом, переход от плоскости стены к поверхности потолка), модильоны (античный вид кронштейна, украшенный резным листом, S-образно свернутым в волюту при виде сбоку) и другие элементы. Работы проводят реставраторы компании ЭкоБау. 

В помещениях со стороны главного фасада, в ризалите особняка сохранились кафельные печи. «Изразцы были произведены на знаменитом заводе Власова. Причем элементы с пилястрами делались по индивидуальному заказу. Мы их тщательно расчистили, а многие элементы облицовки были скрыты под обоями и покраской, затем произвели декомпановку, затонировали и покрыли глазурью. Всего у нас в работе 1200 изразцов, из которых 900 штук являются плоскими, а остальные – угловыми и цокольными. Добавлю, что покрытие печей, глазурь мы делали холодным способом, хотя изначально оригинальные элементы обжигались в печах. Чтобы воссоздать эту технологию пришлось бы покрывать изразцы глазурью заново, а холодный способ позволил сохранить именно родную поверхность», — комментирует Руслан Шубин, главный инженер реставрационно-строительной компании ЭкоБау.  Fee-девелопер Insolver совместно с архитекторами Kleinewelt Architekten и реставраторами компании ЭкоБау проводит бережную реставрацию купеческого особняка с приспособлением его под современное использование. Особняк вновь станет настоящим украшением столицы, коллекционным проектом, в котором историческое наследие будет гармонировать с инновационными решениями и технологиями.

В первой комнате парадной анфилады сохранилось одно из главных украшений всего здания –  угловой камин из черного мрамора с белыми прожилками, в котором осталась фигурная чугунная топка. Над камином помещалась резная рама для зеркала, которое было закрашено маслом. В другом парадном помещении сохранился резной камин из белого мрамора. Его декоративная отделка с растительным орнаментом и стилизованными львиными лапами по углам была частично утрачена. Верх камина также выполнен в виде резной мраморной рамы для зеркала. Оба исторических камина бережно реставрируются. 

«Начиная работу с особняком на Пречистенке, мы провели комплексные научные исследования, историко-архивные и библиографические изыскания. Ранее фасады здания не обследовались с установкой лесов, а главный фасад долгое время стоял завешанный баннером. Мы тщательно изучили и фасад, и скрытые за ремонтами изящные детали интерьера, что позволило предложить наиболее эффективное решение. Вся команда проекта прикладывает максимальные усилия. Работа с фасадами ведется захватками и в качестве маркера оставлен фрагмент фасада для точного соблюдения пластики, кирпичная кладка укрепляется путем вычинки и инъектирования, восстанавливается штукатурный слой. Окна и двери реставрируются и воссоздаются по историческим оригиналам столярных заполнений проемов, реставрируются мраморные и деревянные подоконники, сохраняется прекрасная парадная лестница, облицованная мрамором» — комментирует Георгий Трофимов, партнёр бюро Kleinewelt Аrchitekten.

В самом особняке реставраторы укрепляют все конструкции, разбирают поздние пристройки и перегородки, приводят в порядок кирпичные своды Монье, стены, проводят работы по кровле, восстанавливают утраченную историческую лестницу, окна и двери. Также запланирована очистка, реставрация и восстановление утраченных фрагментов дубового паркета, восстановление живописного оформления интерьеров, реставрация парадной лестницы, облицованной мрамором. Территорию вокруг также благоустроят.

Злотникова Елена 

Фото: пресс-служба 


Create Account



Log In Your Account