Под занавес театрального сезона 2020/2021 «Театр Терезы Дуровой» показал на малой сцене комедию по пьесе Александра Островского «На бойком месте». Режиссёр Ирина Пахомова давно заглядывалась на создание сценической версии произведения классика, которое увлекает и не угасающей актуальностью, и характерами, и интригами. А интриги в пьесе разворачиваются нешуточные.
Середина XIX века, постоялый двор в русской глубинке – сюда наведываются и мелкопоместное дворянство, и проезжие купчики. Ворота перед ними широко распахиваются, хозяева хлебосольно встречают своих гостей. И вот, двери закрываются – и гостеприимный дом становится укрытием для пороков. Тут, не зная меры, кутит купеческий сын Непутёвый (Евгений Мишечкин). Готовится к ночному разбою хозяин Вукол Бессудный (Пётр Королёв). Евгения Мироновна (Наталья Самсонова), его жена, одаряет лаской любого, кто при деньгах. А сестра Аннушка (Дарья Лукьянченко) страдает от несчастной любви к местному помещику Миловидову (Павел Повалихин). Хозяева, будучи родными людьми, не считаются с чувствами друг друга, – что уж говорить об отношении к постояльцам, которых привечают исключительно ради наживы? Но с каким рвением творят на этом бойком месте даже ужасные вещи! С истинным бесстрашием, во всю широту русской души.
Русское, кстати, в спектакле подчёркнуто не только речевыми характеристиками героев, но и костюмами, декорациями, реквизитом и, что важно, песнями. Здесь не найденные в прабабушкином сундуке вещички, пахнущие нафталином, и не лубочные картинки – всё этническое наследие деликатно и с любовью обновлено. Рубахи, платья, платки – яркие, фактурные, символичных цветов: красного, серого, черного, белого. Ворота – расписные, балясины – резные. Традиционные песни приобрели интересное звучание – свой талант к аранжировкам и вокальным партиям, исполняемым актёрами вживую, приложила музыкальный руководитель постановки Инна Желанная. Разве что в танцах, поставленных Артуром Ощепковым, сложно уловить исконную народность, но через них проявляется эффект присутствия потусторонней силы, чего-то дьявольского, когда даже стены пляшут, потешаясь над происходящим. Можно смело называть художественное решение спектакля термином modern folk. И смотреть такого Островского – динамичного, интригующего, колоритного, острого – ничуть не скучно.
Режиссёр Ирина Пахомова подаёт «На бойком месте» на стыке мелодрамы, комедии и детектива. Трагические моменты благодаря актёрской подаче балансируют на грани истерично смешного. И, несмотря на всю жуть происходящего, зритель, увлечённый перипетиями и заряженный идущей со сцены энергий, смеётся. Смеётся от души, без всякого стеснения, подспудно ощущая желание хотя бы чуточку побыть постояльцем этого опасного, но такого манящего бойкого места. Как в квесте: когда двери закрываются и начинается игра в предложенных обстоятельствах.
Марина Павлова
Фотограф Андрей Грабарев-Малер