От скульптуры до театра кукол

Данный материал подпадает под возрастное ограничение 18+, не предназначен для лиц младше этого возраста. Сообщение не является рекламой мероприятия и носит исключительно информационный характер.
11, Ноя, 20

В Государственном Центральном Театральном музее имени А.А. Бахрушина открыта выставка, посвящённая 100-летнему юбилею кукольного театра в России. Экспонаты для выставки предоставлены из фондов Бахрушинского музея, семейного собрания Мемориальной мастерской художников Н.Я. и И.С. Ефимовых, коллекции Музея ГАЦТК им. С.В. Образцова, Государственной Третьяковской галереи, Тверской областной картинной галереи, а также РГАЛИ.

Надо сказать, что Первый в России кукольный театр возник благодаря не художнику-кукольнику или же режиссёру театра, а скульптору. В 1918 году Иван Ефимов (1878-1959) – график и живописец, автор дивных анималистических работ из бронзы – создал русское театральное кукольное пространство. В молодости Иван Ефимов учился живописи у Константина Коровина, позже – Училище живописи, ваяния и зодчества. В создании театра ему помогала супруга Нина Симонович-Ефимова – одаренная натура, двоюродная сестра Валентина Серова, тоже художница.

На время экспозиции выставочное пространство музея превратилось в настоящее кукольное царство. Каждый посетитель может увидеть и деревянные куклы (Иван Ефимов их мастерски вырезывал), и теневые, и тростевые. Ефимовы ставили спектакли по произведениям Уильяма Шекспира («Макбет»), басням Ивана Крылова, народным сказкам, легендам, произведениям Александра Пушкина, Ханса Кристиана Андерсена, Генрика Ибсена. До наших дней сохранились и представлены на выставке уникальные фотографические снимки, афиши, программы, а также фрагменты из книги Нины Симонович-Ефимовой «Записки петрушечника» – кладезь для всех артистов, работающих с куклой.

В те далёкие и суровые годы Гражданской войны театр, созданный четой Ефимовых, приносил вдохновение и радость как создателям, так и зрителям. Ефимовы показывали спектакли в школах, детских домах, Всесоюзных съездах, городских театрах России, больницах. Везде их принимали и понимали, пусть и не без трудностей, будь то Колонный зал Дома Союзов или Дома Призрения. Петрушка, народные представления, спектакли по произведениям классической литературы возвращали людей в забытую сказку. Об этом свидетельствуют и строки предисловия, написанные отцом Павлом Флоренским: «Но через кукольный театр мы вновь, хотя бы и смутно, видим утраченный эдем и потому вновь вступаем в общение друг с другом в самом заветном, что храним обычно, каждый про себя, как тайну — не только от других, но и от себя самого. Сияющий в лучах закатного солнца, театр открывается окном в вечно живое детство».

Жесты, поворот головы, позы кукол крайне выразительны у Ефимовых, особенно у Ивана, что немудрено – кукольный театр, созданный в постреволюционный год, вышел из живописного и скульптурного цеха.   До 40-х годов прошлого столетия просуществовал театр Ефимовых, театр мастеров, где и куклы, и многие сюжеты, и пьесы (во многом) были в прямом смысле делом рук их авторов.

МАРИНА АБРАМОВА

Фото взяты с официального сайта музея


  • Главная
  • Редакция
  • Наши услуги
  • Вход
  • Рейтинг фотосайтов fotokto.ru
© 2016-2023 МИР ЖЕНСКОЙ ПОЛИТИКИ. ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ.

Create Account



Log In Your Account