Памятные даты: Рахманинов

30, Мар, 18

145-летие со дня рождения величайшего русского композитора, пианиста и дирижера Сергея Васильевича Рахманинова – это мировое событие, которое отмечается 1 апреля. Его творчество, выросшее во многом из корней московской и петербургской композиторских школ (Чайковский, Римский-Корсаков) – это великое оригинальное явление: ни до, ни после него не было подобной музыки и подобного исполнителя.  Его называют «самым русским композитором»,  он стоит особняком в русской культуре, выражая ее  глубинную суть в совершенной красоте чисто рахманиновских широких мелодических разливов и божественных гармоний. Стиль Рахманинова остался неповторимо индивидуальным и своеобразным, не имеющим аналогов в мировом искусстве.  Он вывел русскую фортепианную музыку и школу на международный уровень и как автор, и как исполнитель и стал одним из первых композиторов, чьи произведения входят в репертуар всех пианистов мира. Сказано об Элегии ми бемоль минор для фортепиано, но эти слова можно отнести к его творчеству в целом: «Музыка, заставляющая парить над миром… Какой же необъятной душой надо обладать, чтобы создать такие шедевры».

Один из лучших современных интерпретаторов Рахманинова, отводящий ему  особое место в своем репертуаре – известный московский пианист Николай Луганский, последняя из  его многочисленных наград – премия имени Рахманинова. Он записал в России и за рубежом все пять Концертов для фортепиано с оркестром. Известно, что наиболее популярные у исполнителей и публики – Второй и Третий. «Третий Концерт по моему мнению — самый великий Концерт когда-либо кем-либо написанный», — говорит артист. –«Апофеоз финала, кульминация… Таких кульминаций больше нет в музыкальной литературе. Ради такой музыки, ради того как это написано стоит жить. Это оправдает любые горести и неустройства жизни».

Рахманинов был великий пианист, покоривший мир гениальными произведениями в собственном исполнении — технически сложными, виртуозными, написанными «под себя». Он еще был студентом консерватории, когда на его концерты ходила вся Москва, и публика его обожала. Он также был прекрасным дирижером: едва выпустившись из консерватории,  был приглашен в частную оперу Мамонтова, там подружился с Шаляпиным,  они восхищались творчеством друг друга, вместе выступали. Потом Сергей Васильевич два года успешно работал в Большом театре, но это очень отвлекало его от собственного творчества, и он решил уйти, чтобы иметь больше возможности писать музыку. В дальнейшем его приглашали в качестве дирижера и в России, и за рубежом, но он не часто соглашался, предпочитая  выступать как исполнитель  и сочинять.

Творческое наследие композитора большое, разноплановое. Он и романсы писал, но даже этот малый жанр был велик в его сотворении:  партия  фортепиано там – не традиционный аккомпанемент, который может сыграть любитель, а  настоящее фортепианное произведение с партией голоса. Другой простой по природе  жанр – этюд — у Рахманинова не просто учебная пьеса для развития техники, а яркие, образные «Этюды-картины» для исполнения на сцене. Им написаны также прелюдии, другие разнообразные произведения для фортепиано, камерно-инструментальные сочинения,  оперы, симфоническая,  хоровая музыка, Литургия, Всенощное бдение.

Он был глубоко верующим человеком, любил церковное пение и колокольный звон, и это отразилось в его творчестве. Одна из вершин — поэма «Колокола» для оркестра, хора и солистов на стихи Эдгара По в переводе Бальмонта, которую сам Рахманинов считал очень сильным своим произведением и любил его больше других. По достоверности колокольного звона в оркестровке «Колокола» стали уникальным явлением в симфонической музыке. Много «колокольных» страниц  в прелюдиях,  Концертах и других сочинениях, когда аккорды звучат подобно перезвонам. Как писал крупный исследователь русской музыки Б.Асафьев:  «У Рахманинова  колокольность вплетена в ткань музыки, проявляется в самых различных окрасках, толчках, ритмоузорах, раскрывает психологическое состояние».

Новгородская земля прославилась тем, что Рахманинов там родился, тамбовщина – тем, что он там провел детство. И на его малой родине, и во многих других городах стоят памятники, проводятся фестивали, конкурсы, именем Рахманинова названы награды, музыкальные учебные заведения, улицы. Он очень любил свое имение Ивановка в Тамбовской губернии, унаследованное от отца, вкладывал в него большие средства, оборудовал современной техникой, построил новые коровники, амбары, купил породистый скот, улучшал условия жизни крестьян. И когда в 1917 году увидел, как все это было разгромлено и горело, был потрясен, не мог понять – за что? Почему? Тогда и укрепилась окончательно мысль об отъезде.

В декабре 1917 года он уехал на гастроли в Швецию, а оттуда в Америку навсегда. Его там уже знали по длительному успешному турне 1909 года как блистательного пианиста, исполняющего большей частью собственные новаторские и очень красивые произведения.  Сначала платили  как хорошему профессиональному музыканту по 500 долларов за концерт. Но уже через год это были гонорары в 1000, 2000 и даже 3000 долларов, его агент берег его, создавая лучшие условия для выступлений. Как только Сергей Васильевич встал за границей на ноги, он сразу стал помогать России, где шла гражданская война, отправлял деньги и посылки, которые многих спасли от голода. Его консерваторский друг певец Михаил Слонов рассказывал, что, придя на почту за переводом от Сережи, услышал: «Что это за Рахманинов, за переводами от которого ходит пол-Москвы?».

Таким же щедрым благотворителем он был и в годы Великой Отечественной войны  —  отправил сбор от нескольких концертов в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом…верю в полную победу». На деньги композитора был построен боевой самолёт. Но победы он не дождался — в 1943 году под «колокольное» начало Второго Концерта для фортепиано с оркестром по радио прозвучало сообщение о смерти великого русского музыканта в Беверли Хиллс. Он не дожил трех дней до своего 70-го дня рождения.

Слава его так велика, что разошлась в цитатах по всему миру. Рахманинов никогда не писал для кино и развлечений, не имел дела с эстрадными песнями. Но в наше время его музыка звучит в десятке российских и зарубежных фильмов, используется в рекламе. Мелодии из Второго Концерта до минор стали основой песен Фрэнка Синатры («I think of you»), Селин Дион («All by myself»), Фреди Меркюри («The fallen priest»),  в инструментальных композициях британской группы Muse слышны неповторимые рахманиновские пассажи.

 

х х х

Ольга Новикова

фото источник https://www.musixmatch.com/artist/Сергей-Рахманинов


Create Account



Log In Your Account