Сон…Венок фиалковый душным безумием благоухает…(Елена Анфимова «Лихоманка»)
Когда-то очень давно в 90-х годах прошлого века я была увлечена суфийской поэзией, стихотворными формами средневековой японской и китайской литературы, «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели был моей настольной книгой. Образы царей, цариц из восточной мифологии, загадочные клинописные глиняные таблички Шумерского царства, — вдохновляли меня, будоражили образами. Я искала художников, скульпторов, графиков, чтобы визуализировать поэтическую метафору. В 1998 году мною был рожден художественный проект «Красавица! Богиня?! Ангел??», успешно прошедший в Центральном Доме Художника. Считается, что «все возвращается на круги своя», прошло более двадцати лет и мне захотелось переосмыслить пережитые моменты той выставки, совершенно иначе взглянуть на образ музы, образ женщины – цветка и еще раскрыть символизм цветка, как поэтического образа.
Так возник новый проект «ПОДОБНА ЦВЕТКУ», который успешно стартовал в зале «Лаборатория» Центра дизайна «ARTPLAY» 25 марта сего года. Поэтическая метафора в названии отсылает к традиции японской танки, небольшая часть стихотворной формы присущей этому стилю. «Фантастическая красота» – так характеризуют зрители коллекцию произведений, которые вошли в экспозицию выставки.
Вопрос об абсолютной красоте актуален всегда с момента прикосновения кисти художника к холсту, ведь картина отражает истинное состояние души художника во время создания образа – цветок ли это, обнаженная модель или мифологические образы богов и богинь, иллюзия, пришедшая во сне, или визуализация литературных форм.
Образ цветка символичен, несет различные философские, религиозные, мифологические контексты в разных культурах мира. Идеал в абсолюте – это природа, создающая совершенные по форме и палитре цветы. В Японии, Китае, Таиланде существует символический язык цветов, который соотносится с главными человеческими этапами становления – рождением, жизнью, любовью, смертью.
Цветы и муза неразрывны в единстве красоты. Муза как образ девы в живописи многих столетий представлялась в обрамлении цветов, букетов, трав. Её красота вдохновляла ум и интуицию художника на создание произведения. В образе музы «тайна» двоих — Художника и Модели. Модель – муза в образе девы и модель как цветок, который, как и муза скоротечен в своей быстро исчезающей красоте.
Суфийская стихотворная традиция, японские танка и хокку, «Песня Песней» Ветхозаветной Библии наполнены метафорическими образами, которые символизируют о непорочности и чистоте души, красоте и коварстве, нежности и страстности. В проекте удалось соединить цитаты из антологии мировой и современной поэзии с картинами ярких представителей художественных школ России. В этой непростой эстетической задаче мне, как куратору и автору идеи, огромную помощь оказала Елена Анфимова, известный московский каллиграф. Она создала каллиграфические листы с поэзией, являющиеся тем дополнительным элементом к картинам художников участников проекта, что, на наш взгляд, мотивирует зрителя на размышления, соединяя визуальный образ с поэтическим, приглашает к диалогу.
Елена Анфимова о себе: «Легкий аромат потустороннего, скрытого от глаз и затерянного в веках. Сказка, миф, легенда. Это всегда настраивает меня на творческий лад. Долгие годы моей настольной книгой были энциклопедии мифов и легенд. А поэзия Н.Гумилева в «Поэме Начал» звучала как мантра. Символизм, образность, певучесть. Но лично для меня, не для всех. Вот главные критерии выбора слов для каллиграфии. » Я один на один с этим миром, у меня нет богов и кумиров». Это мое жизненное кредо. Почти всему, что я умею, я научилась сама. И долгое время так и творила. Всё дополнительное образование я подчиняла только одной цели — шагнуть дальше. Покорить новую вершину. И искать следующий вызов».
Поэтика в живописи Сурена Айвазяна явлена, как в «портретах» цветов, так и образах гурий, богов, богинь, где миф и выдумка автора органичны в их мистической, в чем-то даже сакральной составляющей. Его периоды молчания, уход в себя, медитация в природе, – все это мне напоминает китайские практики фен – лю («Ветер и поток»), принципы естественного проникновения в окружающий мир природы и иллюзии, что позволяет художнику выполнить преображение обычного в некую сакральную константу в каждом новом цикле работ. Сказочная страна Маргуш (Маргиана по-гречески), легенды о которой он услышал в 90-е в Туркмении во время археологических раскопок, подвигла Сурена на создание мифологического цикла, при работе над картинами не обошлось без влияния эпохи модерна, творчества Климта и Врубеля. Его обнаженные, написанные в новом тысячелетии, отсылают к графике Пикассо. Сурен сознается, что учился на каталогах мастера, в его ню почти нет телесности и эротики, но есть недосказанность, тайна, как и во многих его работах.
Термином «айрен», обозначающим традиционную армянскую стихотворную форму, называет многие свои картины Александр Грип – художник, влюбленный в поэзию Кучака. Для меня его картины сродни полифонии акапельных армянских церковных песнопений, многослойность его живописных метафор завораживает плотным и насыщенным пространством характерным для армянской иконографической школы, создавая многоплановые визуальные контексты в мифологии образов. Родившись в Белоруссии, Александр Грип в раннем возрасте попал в Армению, где и провел около тридцати лет, отсюда влияние армянской культурной традиции на его творчество.
Юрий Дырин вот уже много лет верен мифологии финно-угорских народов, которую он ярко, самобытно, небанально и современно интерпретирует. В его творчестве нет «барьеров дозволенного», он свободно манипулирует всеми доступными художественными средствами и инструментами, создавая картины в различных стилевых направлениях от этнофутуризма и наива до постмодернистского поля сарказма. Часто иррациональные образы напоминают фантазии ребенка, именно в этом причина того, что в картинах Юрия нет фальши и скуки, в них энергия, цвет, радость восприятия окружающего мира.
Галина Мажейкина – куратор художественных проектов с 1992 года, профессиональный культуролог и искусствовед, автор более двадцати научных и популярных статей о проблемах современного искусства в журналах «Русское искусство», «Искусствознание», «Искусство Евразии», «Знание. Понимание. Умение» и др. В 2003 году награждена Дипломом Академии живописи Санкт-Петербурга за вклад в развитие современной культуры. Сделала около сорока художественных выставок, как в России, так и за рубежом, участник трех Международных фестивалей искусств (2002, 2003, 2005) в г. Магдебурге (Германия), коллекционер современного искусства,
Текст статьи: Галина Мажейкина (культуролог, искусствовед)
e-mail:garden2008@yandex.ru Instagram: @galina_mazheykina #подобнацветку