Премьера в Детском Музыкальном театре имени Наталии Сац: «Спящая красавица» восхищает шестое поколение зрителей

30, Дек, 18

Детский музыкальный театр имени Наталии Сац провожает 2018 год роскошным подарком своим зрителям – главной балетной премьерой сезона 2018/2019.  «Спящая  красавица» Чайковского  и в XXl веке  «не дает спать» постановщикам  во всем мире. И  вот она снова в который раз Москве, в постановке  Кирилла Симонова на основе хореографии Мариуса Петипа с великолепными декорациями и костюмами народного художника России Вячеслава Окунева. Музыкальный руководитель и дирижер — Алевтина Иоффе.

Более 130 лет назад сказочная идея захватила  директора Императорских театров Ивана Всеволожского, который задумал написать либретто по сказке Шарля Перро, а мизансцены, как он писал Чайковскому в письме-«оферте», «сделать в стиле Луи XlV» (настоящее имя «короля-солнце», которого мы знаем как Людовика). – «Тут может разыграться музыкальная фантазия – сочинять мелодии в духе Люлли, Баха, Рамо и пр. В последнем действии непременно нужна  кадриль всех сказок Перро — тут должен быть и Кот в сапогах, и Мальчик-с-пальчик, и Золушка, И Синяя Борода, и др.». Иван Александрович Всеволожский так много сделал для русского театра, в первую очередь, музыкального, что в память о нем будет справедливо сказать немного больше, чем просто упомянуть «в связи». Внук князя Трубецкого, супруг княжны Волконской, он был блестяще образованным, разносторонним талантливым человеком. Дипломатическая карьера не помешала ему быть выдающимся, преданным искусству театральным и музейным деятелем, сценаристом, художником, драматургом, а также в течение почти двадцати лет –  успешным директором санкт-петербургских  и московских императорских театров. При нем дело процветало, увеличивалось финансирование, проводились удачные художественные и организационные реформы. Внушительно и его художественно-изобрази­тельное наследие: более 1000 эскизов к операм и балетам петербургских театров (включая «Спящую красавицу»), карикатуры на современников, росписи вееров, экранов ками­нов и другое. Все это хранится в собраниях разных коллекций, в том числе, в Эрмитаже.

Предложение создать новый балет получил от Всеволожского одновременно с Чайковским и Мариус Петипа. В этом году отмечается 200-летие со дня рождения выдающегося хореографа, и премьера, вышедшая накануне 2019  года – года театра, — посвящена легендарному русскому французу Мариусу Ивановичу, хореография  которого до сих пор лежит в основе многих современных постановок. Несмотря на любовь к России, Мариинскому театру, Петипа по зову крови был галломан, и образы Франции особенно влекли его.  К тому же, работать над «Спящей красавицей» предстояло с самим Чайковским, которого Петипа очень почитал. Поэтому мастер, переступивший порог 70-летия, по-молодому энергично взялся за сценарий и вскоре вручил Чайковскому подробный музыкально-хореографический план с указанием темпов, длительности, эмоционального характера всех семидесяти номеров будущего балета. «Танцы приходят ко мне не по заказу, а по вдохновению», — говорил великий балетмейстер. Что касается сочинения мелодий «в духе Люлли, Баха и Рамо», это вряд ли «в духе» Чайковского — он остался самим собой. «Чайковский – поток, космос», — говорит музыкальный руководитель спектакля и главный дирижер театра Алевтина Иоффе. – «Слушая его, испытываешь весь спектр человеческих эмоций, погружаешься в мир настоящих страстей…  Наша «Спящая красавица – это сказка всерьез про большие чувства, сокровенные мечты и смелые поступки».

В работе Кирилла Симонова учитывается психология восприятия молодой публики XXl века,  поэтому изначально довольно продолжительный балет идет сегодня с сокращениями. И хотя не все танцевальные номера вошли в спектакль, обновленная «Спящая красавица» в трех действиях в целом та же, те же Петипа и Чайковский и та же идея Всеволожского – на сцене век Людовика XlV и Шарля Перро.

«Спящая красавица», как и некоторые другие сказки французского писателя, строго говоря, не его собственное сочинение – он изложил по своему народную сказку, ходившую по Европе, то же сделали и братья Гримм, но вариант Шарля Перро популярнее и считается хрестоматийным.

С первого мгновения, как только открывается занавес и начинается пролог, сцена потрясает умопомрачительной барочной красотой. Стиль французского барокко — это стиль вечного праздника, в костюмах – плиссировки, буфы, каскады лент, рюшей, оборок и бантов. Все эти детали и разноцветье подробно  и невероятно красочно предстают на сцене — не только костюмные, но и архитектурные — «излишества» галантного века, в котором жили Шарль Перро и «король-солнце». Название  эпохи отразило пышную моду: galant – в переводе с французского «бант», — был в неограниченном количестве атрибутом одежды и обуви мужчин и женщин. «От башмаков до шляпы – банты, ленты, банты, ленты» — писал Мольер, современник Перро и Людовика. В этом же «жанре» и высокая прическа «фонтанж» из взбитых волос, лент и кружев на каркасе. Фаворитка Людовика XIV Анжелика де Фонтанж, которая ввела это в моду, возможно, была прототипом героини знаменитых  фильмов 1960-х годов об Анжелике, в роли которой прославилась Мишель Мерсье.

Весь балет – сплошные праздники во дворце, кроме второго действия, когда Принц Дезире (Иван Титов) в лесу встречает Фею Сирени (Анна Маркова), показывающую ему в видении ту, которую он должен освободить от чар своим поцелуем. Фантасмагорическая Принцесса Аврора (Варвара Серова) ускользает от него, и, в конце концов, Принц оказывается в замке короля Флорестана (Дмитрий Круглов) и Королевы (Наталия Савельева), где все спят непробудным сном, заколдованные Феей Карабос  (Олег Фомин). «Навороченный» костюм Карабос, резко отличающий ее от добрых Фей в воздушных платьях нежных тонов, причудливо соединяет насыщенные изумрудные и малиновые краски, тяжелые буфы и намеки на шутовские элементы в головном уборе — то ли колпак с колокольчиками, то ли шляпа с огромными перьями. Пластика Карабос так же контрастна — пантомимно-актерская с легким комизмом.  Особая роль единственного в балете «злодейского» персонажа подчеркивается всеми средствами, включая свет (Ирина Вторникова).

Режиссерская изюминка —  две арфистки в костюмах ХVll века с боковой стороны сцены — подчеркнула большую роль тембра арфы в партитуре. А оркестр нет-нет да и вызывал в памяти недавнее интервью с художественным руководителем театра Георгием Исаакяном, который сказал, что в наступающем году в театре начнется реконструкция акустики, инженерных коммуникации и другие обновления. Некоторая несбалансированность тембров оркестровых групп могла объясняться особенностями устаревшей конструкции  оркестровой ямы.

Тем не менее, публика получила огромное удовольствие от  представления. Премьера «Спящей красавицы» в Детском Музыкальном театре имени Наталии Сац прошла с огромным успехом при полном аншлаге. Восторженные отзывы можно посмотреть в интернете, почти в каждом встречается слово «Браво». Присоединяемся.

                                                            х х х

Ольга Новикова

Фотограф Елена Лапина

   


Create Account



Log In Your Account