«Рождённая в год лошади» Надежда Днепровская

22, Апр, 20

Памяти Надежды Днепровской — талантливого художника и хорошего человека!

Для Надежды Днепровской любая лошадь – личность со своими неповторимыми  особенностями.

Её фантазия  в создании картин впечатляет:  она изображает коней  и в поле, и у моря, и даже в небе (правда это уже не совсем лошади, а скорее Пегасы), вызывая в душе зрителя множество сложных ассоциаций. Знатоков трогает лессировочная классическая живопись полотен, тонкий колорит. Кони в ее произведениях одухотворенные и возвышенные, показаны такими, какими их может увидеть добрый и трепетный женский взгляд.

– Сейчас редко можно встретить художника, который посвятил своё творчество лошади. Как это получилось?

– Почему именно лошадь?– вопрос, который повторяется от выставки к выставке, который меня смешит, но на который надо каждый раз отвечать.

Ну и как ответить на этот вопрос? Почему-то художников, которые рисуют цветы, пейзажи и натюрморты не спрашивают, почему они выбрали этот жанр… А ответ очень прост:

– Это красиво! Как можно часами смотреть на огонь, на воду так и движения лошади завораживают людей. Мне хочется передать в картинах красоту и чувство восхищения, которое они вызывают. Говорят – глаза зеркало души. Когда человек смотрит на красоту, будь это природа, архитектура или животные, его глаза вбирают в себя эту гармонию и душа становится светлее. Может быть, поэтому люди покупают картины, украшают своё жильё. А глаза лошади…  Если в них посмотреть, то проваливаешься в их глубину, столько там чувства, теплоты и мудрости.

До шестнадцати лет я могла видеть лошадей только на картинках или в кино, на улицах Москвы я их не встречала. Мама много работала, ей было не до меня, какие лошади? Школа, дом, рисование… В семь лет она отвела меня в изостудию про Дворце культуры ЗИЛ, где я стала их рисовать. Меня не интересовали натюрморты, гипсовые слепки, я рисовала мушкетёров, рыцарей, гусаров и, конечно же, их верных коней.

Но «живьём» я их увидела только после окончания школы. На следующий же день после выпускного я отправилась искать место, где можно увидеть лошадей. Около метро стояла будка «Мосгорсправка», я спросила, где конно-спортивная школа. Спросила наугад, я даже не подозревала о её существовании, но женщина полистала справочник, выписала адрес, я заплатила десять копеек, и заветный адрес был у меня в кармане. Между прочим, справочники с адресами организаций не продавались, в библиотеках их тоже не было, из соображений госбезопасности, наверное.

Недалеко от улицы Правды я нашла спортивную школу общества «Труд», там я узнала, что принимают туда с двенадцати лет и что мне уже поздно, и вообще, девочек не берут. Чтобы меня утешить, мне рассказали, где находится прокат и где можно, заплатив один рубль ездить верхом целый час. Так я нашла Центральный Московский Ипподром, где в глубине, среди длинных конюшен я обнаружила маленький деревянный манеж…и волшебный конный мир. Сначала я даже не очень хотела ездить верхом, было достаточно просто смотреть на эту красоту, но…, от судьбы не уйдёшь

Сначала прокат, потом конно-спортивная школа «Буревестник», где я получила второй разряд по конкуру. Директором «Буревестника» был Михаил Сергеевич Иванов, мало того, что  он прошел всю войну на своем коне, он еще и писал книги о конном спорте, был заслуженным деятелем культуры. Несмотря на большую разницу в возрасте, мы с ним подружились, я рисовала иллюстрации к его книгам и к пятидесятилетию «Буревестника» по моему рисунку была изготовлена памятная медаль.

Я не хотела ограничиваться только конным спортом, потому что этому надо было посвятить всё своё время без остатка. А у меня была ещё живопись и  любовь к французскому языку, что всё вместе и дало возможность провести мою первую персональную выставку на Олимпийском объекте «Битца». Почему-то я не могу делать только одно дело. Ведь на «Олимпиаде-80» я работала переводчиком французского и сделала тридцать рисунков препятствий для соревнований по троеборью.

– А почему Вы рисуете?

Любовь к рисованию – это абсолютно индивидуальное чувство. Для многих просто возить карандашом по бумаге огромное удовольствие. Ведь видели, когда на каком-нибудь скучном совещании человек рисует закорючки, иногда полностью погружаясь в это медитативное занятие. Для кого-то огромное счастье сделать картину очень реалистично, «как фотографию».

Я перепробовала в средствах изображения все или почти все. Иногда использую перо, тушь, или пастель, но предпочитаю, конечно, живопись. Живопись – это состояние души. Для меня это возможность выразить все свои мысли и переживания в картине. Можно сказать, что масляными красками я творю свой мир и связываю его с реальным».

Моя любовь к рисованию – это возможность передать чувства посредством живописи или графики. И, если получается, то зритель видит не только лошадь на холсте, но и неосознанно чувствует настроение картины, её теплоту.

– Откуда Вы берете сюжеты?

 – Творческий процесс не поддаётся анализу, на то он и творческий процесс.

– Вот картина «Зимние игры», что послужило толчком для её создания?

– Я живу в Москве, недалеко от ипподрома. Иногда прихожу туда, чтобы подышать воздухом конюшен, окунуться в рабочий ритм наездников. И как-то увидела прекрасного рысака, который прогуливался в леваде. Это такой небольшой огороженный участок около конюшни, где лошадь может порезвиться на свободе и отдохнуть от замкнутого пространства конюшни. Рысак был возбужден, он раздувал ноздри, выгибал шею. Я не сразу заметила причину этого поведения. Собака, да, собака, дразнила коня, беспрестанно лаяла, а он сначала обиделся и старался не замечать её, но ему быстро надоел этот лай. Рысак стал пугать её. Собака обрадовалась, решила, что это замечательная игра, стала носиться кругами, продолжая лаять. И вот тут-то конь и бросился на неё. На самом деле, для коня игра только началась, но собаке эта забава не понравилась. Ещё бы, такая масса, оскаленная морда с огромными зубами, занесенные над ней копыта… Псина еще немного продержалась, но уяснив себе разницу в весовых категориях, с жалобными причитаниями скрылась за сугробами.

На моей картине собака ещё радостно дразнит коня, а тот уже начинает сердиться.

Но зритель догадывается, что будет дальше…

– А что вы скажете о картине «Морской ветер»?

– Я очень люблю ветер, стихию, даже ураган! На пологий берег накатывают длинные волны, море блестит и переливается и уже невозможно понять, где начинается море и кончается берег. Вороной конь несётся вдоль берега, почти не касаясь земли. Между стихиями, конь сам становится стихией!

Недавно написана работа «Сиреневый шум», специально для выставки которая так и называлась «Сирень».  Я представила коня, который испугавшись чего-то, понесся не разбирая дороги прямо через кусты сирени, я слышала треск ломающихся веток, его шумное дыхание. Надеюсь, что мне удалось передать свои ощущения.

– Как вы считаете, для чего рождается человек? Есть ли у каждого из нас какой-то особый смысл в жизни?

– Я думаю, что люди рождаются на земле, чтобы получить важный урок для души. И самый главный урок – научиться любить. Всё, для чего человек приходит на землю находится в десяти заповедях, которые в свою очередь можно выразить одной фразой: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».

– Как примерно складывается Ваш день?

– Я не могу сказать, что мои дни похожи один на другой. Лучше я скажу, как складывается неделя, потому что да, недели похожи друг на друга. Занятия с учениками, написание статей, работа над вторым изданием книги, живопись, уроки французского для себя, бассейн, уроки фотографии, обработка фотографий в фотошопе. Иногда верховая езда, настольный теннис, воркаут. И совсем редко: готовка, уборка, стирка. Слава Богу муж – скульптор, понимает.

Любимые образы: в литературе и живописи.

Мои любимые литературные герои… ну конечно д’Артаньян, Атос, Партос и Арамис, герои Джека Лондона, Кола Брюньон, Сирано де Бержерак, потому что они и правда герои! Образы в живописи… картина, которая потрясла меня в детстве – «Всадница» Брюллова. Из художников непревзойденным мастером я считаю Валентина Серова.

– И о писательстве.. Почему вы стали писать? Что это-желание поделиться мыслями, ощущениями и.т.п.  Желание изменить,улучшить мир.. Или что-то еще. Любимая тема вашего творчества.

– Началось с того, что Александр Сергеевич Котов, тогда главный редактор журнала «Коневодство и конный спорт» предложил мне написать статью о конном жанре в  живописи. А потом я уже писала статьи о различных конных событиях, от соревнований до выставок. И в какой-то момент я решила просто записать  интересные истории, которые происходили со мной и моими друзьями. В процессе этой работы мемуары переросли в роман. Писала его три года. Книга не отпускала меня от себя, иногда сама диктовала мне сюжетные линии.

Любимая тема – чувства, ощущения, события. И не важно, кто герой произведения человек, лошадь или собака. Как и в живописи, так и в литературе, для меня важно, чтобы читатель «видел» события, я стараюсь подбирать слова так, чтобы читателем возникала картина.

– Любовь — еще жива в нашем мире? Что Вы думаете по этому поводу?

Конечно же любовь есть в этом мире. Это величайшее счастье и одновременно боль. Вот такая смесь. Многие называют любовью интимные отношения, но это только физиология.

Другие, влюбившись, упорно добиваются взаимности, не понимая, что настоящая любовь бескорыстна.

Божественная любовь бывает тогда, когда ничего не требует взамен. Если ты хоть чем-то можешь помочь своему любимому, чем-то порадовать, то ты с радостью будешь это делать. И не важно, любят ли тебя, главное ты радуешься удаче любимого, печалишься его неприятностям и готова всегда прийти на помощь, получая от этого радость.

Владимир Высоцкий написал прекрасную песню о такой, божественной любви:

Когда вода всемиpного потопа

Веpнyлась вновь в гpаницы беpегов,

Из пены yходящего потока

Hа сyшy тихо выбpалась Любовь.

И pаствоpилась в воздyхе до сpока,

А сpока было — соpок соpоков…

 

И чyдаки — еще такие есть

Вдыхают полной гpyдью этy смесь,

И ни нагpад не ждyт, ни наказанья,

И, дyмая, что дышат пpосто так,

Они внезапно попадают в такт

Такого же — неpовного — дыханья.

 

…Свежий ветеp избpанных пьянил,

С ног сбивал, из меpтвых воскpешал,

Потомy что, если не любил,

Значит, и не жил, и не дышал!

Именно, если не любил, значит и не жил!

         


Create Account



Log In Your Account