«Русский балет» и юбилей Вячеслава Гордеева: Премьера обновленного «Дон Кихота»

09, Мар, 18

«Прекрасный спектакль», — переговаривались зрители, медленно покидая зал после оваций. – «Такие красивые костюмы, декорации,  постановка, мастерство артистов…».  Премьерой  обновленного, «посвежевшего» «Дон Кихота» началась серия представлений, посвященных юбилею  артиста балета Вячеслава Гордеева. Трудно поверить, что ему,  все такому же стремительному, гибкому, по-прежнему ежедневно занимающемуся у станка по два часа, к тому же отцу маленьких детей в этом году исполняется 70. Из них – 50 лет яркой многоплановой балетной жизни:  блестящий всемирно известный танцовщик, бывший в течение 25 лет премьером Большого театра, народный артист СССР, ныне балетмейстер, постановщик, педагог, преподающий в Гитисе и строящий новую балетную школу, основатель и вот уже 35 лет художественный руководитель Государственного театра  «Русский балет», ставшего мировым брендом.

Новый спектакль приурочен и к другому юбилею – 200-летию со дня рождения Мариуса Петипа. Француз по национальности он родился 11 марта 1818 года в Марселе, а в музыкальной энциклопедии  значится как русский балетмейстер. Приглашенный в 1847 году в Петербург танцовщиком он вскоре стал преподавать в столичном театральном училище и ставить спектакли в труппе императорского театра. Петипа создал свод правил академического балетного искусства, и лучшие его постановки до сих пор живут на сценах мира как выдающиеся образцы хореографического наследия 19 века; их элементы получили дальнейшее развитие в творчестве многих современных балетмейстеров, в том числе, Вячеслава Гордеева.

В придворном театре Марис Иванович, как его  именовали в России,  встретился с Людвигом Федоровичем. Людвиг Минкус тоже был приглашен из-за границы как штатный композитор развлекательных балетов при царском дворе. Чех по национальности, он получил музыкальное образование в Вене, а прожил творческую жизнь в России. Балет «Дон Кихот» по роману М.Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», сочиненный Минкусом и поставленный Петипа по собственному сценарию, стал одним из самых любимых в те годы спектаклей. В следующем году у него тоже юбилей – 150 лет со дня первого представления.  Как и другие многоактные балеты Петипа, он отличался мастерством композиции, стройностью ансамбля, виртуозной разработкой сольных партий; архитектоника танца уподоблялась структурным формам музыки. Большую роль в спектаклях Петипа играла форма дивертисментной сюиты. Это сохранено и в «Дон Кихоте» — 2018 в хореографической редакции Вячеслава Гордеева.

К балету «Дон Кихот»  можно по-разному относиться – критика критикует, а публика ходит, и раньше так было, и в наши дни. «Герой Сервантеса в одноименном балете – безликая тень…» — пишет в своей книге «В честь танца» балетовед Юрий Слонимский. – «Глубины идей не обнаружить, верность содержанию оригинала тоже. Музыка Минкуса не идет ни в какое сравнение с музыкой Чайковского. И все же зритель усердно посещает представления «Дон Кихота». Стихия праздничного ликующего танца здесь не просто живет, а бурлит, кипит, переливается через край: зритель помимо своей воли вовлекается в нее и чувствует себя эмоционально обогащенным».

Своим спектаклем Вячеслав Гордеев не только не полемизирует с балетоведом, но и развивает его идеи. Сам в прошлом блистательный, красивый герой-любовник, знаменитый Базиль Большого театра, он давно мечтал о создании полнометражного спектакля, который пришел бы на смену одноактной сюите, долго державшейся в репертуаре «Русского балета». Теперь Базиль – Дмитрий Котермин, с ним в упомянутом спектакле Дульсинея – Эрика Колотова, Китри – Юлия Звягина.

Основываясь на сюжете романа Сервантеса, сценарии Петипа и его младшего современника и последователя Александра Горского, Гордеев стал автором собственного либретто, а также некоторых дуэтов, вариаций Алонсо в испанском стиле и других виртуозных соло главных героев. Сюжет разворачивается в двух актах и шести картинах. Большой знаток классики, Вячеслав Михайлович  сохранив в хореографической ткани спектакля золотые страницы творчества Петипа и Горского, придал спектаклю новый сценический облик. А в музыкальную ткань вошли фрагменты, которых до этого партитуре «Дон Кихота» не было. Балет заиграл новыми красками, стал динамичнее и понятнее по сюжету. Главные герои – Дон Кихот (Сергей Махров) и Санчо Панса (Алексей Зуев) – теперь не просто комедийно-драматические характеры, — они приобрели танцевальные партии. В спектакле появились и новые персонажи, например, Алонсо Кихано (юный Дон Кихот, Георгий Сорокин ), монахиня Жуанна (племянница Дон Кихота, Олеся Кондрашова).

За яркую сценографию следует благодарить художника-постановщика Игоря Нежного и художника по костюмам Татьяну Тулубьеву. На заднике творчески, «в редакции» Игоря Нежного воспроизведена картина Эль Греко «Вид Толедо», что великолепно гармонирует с духом спектакля. Нежный и Тулубьева – крупные московские театральные мастера, с огромным успехом сотрудничающие с российскими и зарубежными театрами. В огромной степени их заслуга в том, что ключевые слова, которыми можно охарактеризовать весь спектакль в целом, — красивый, роскошный.

В упомянутой книге Ю.Слонимского «В честь танца» приводятся слова, которые как нельзя лучше соответствуют новому «Дон Кихоту» Вячеслава Гордеева: «Не пора ли оценить великолепную драматургию – сценарную, хореографическую и (да простят мне еретическую мысль) музыкальную – первого акта, а также ряд находок в последующих? Не пора ли понять, что есть в нем художественная правда самого драгоценного — духа испанского народа: игровая, зрелищная стихия, с древности до наших дней пронизывающая его быт, деяния, его творчество».

Если публика выходит из зрительного зала в восторге, приподнятом настроении, значит, создатели такого спектакля выполнили свою миссию на самом высоком художественном уровне.

Сейчас часто и в разных контекстах цитируют Маяковского «Если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно». Чем больше «назначают» «звезд», тем больше гаснущих однодневок не небосклоне искусства. Немало тех, кого никто не «назначал», они блистают десятилетиями и заслуженно обретают долгую славу. Но лишь единицы становятся планетами. К таким относится Гордеев. Его имя уже сейчас увековечено на небесах – существует «комета Гордеева».

                                                                        х х х

Ольга Новикова, музыковед

Фотограф Михаил Логвинов

 


Create Account



Log In Your Account