Рязанский форум древних городов: в опере юные «старики»

31, Авг, 19

Завершается разнообразное, богатое и щедрое на культурные события лето. Каникулы в наше время – вовсе не период затишья и ничегонеделанья.  В жизни многих российских городов это активный сезон гастролей и приема гостей, чтобы «на людей посмотреть и себя показать».  В Рязани самым крупным событием августа стал международный форум древних городов, объединивший города с богатой историей из России и других стран. Форум проводился по инициативе и при поддержке правительства Рязанской области под эгидой комиссии РФ по делам ЮНЕСКО.

Рязань, которой почти 1000 лет, считается древним городом, но по сравнению с такими участниками, как болгарский Пловдив, Барселона, Бухара, Керчь, столица форума, а с ней Казань и Москва, которым нет еще и 1000 лет – просто «молодухи». Пловдив – старейший город Европы, ведущий историю от 1200 года до нашей эры, славится памятниками античности.  Барселона, по одной из легенд, отстроена карфагенянином, отцом полководца Ганнибала (lV век до нашей эры). Керчь когда-то была греческим Пантикапеем, с тех времен (конец Vll века до нашей эры) сохранились руины — несколько колонн с остатками архитрава — и название горы Митридат.

Более четырех десятков делегаций из городов-участников показывали свое мастерство на музыкальных фестивалях форума, проводили выставки фотографий, презентации архитектурных проектов, лекции, конференции по вопросам образования, истории,  исследований социокультурной среды, спектакли и концерты на улице и в залах рязанских театров и филармонии.

Самым крупным музыкальным событием форума стала опера Петра Ильича Чайковского «Иоланта», исполненная участниками Международной оперно-симфонической лаборатории «New Opera World» под открытым небом. Главная миссия Лаборатории — популяризация оперного искусства среди молодежной аудитории, профессиональная поддержка и продвижение молодых музыкантов.
Это уникальная образовательная платформа, предоставляющая молодым вокалистам и инструменталистам, концертмейстерам, дирижерам и режиссерам возможности для профессионального роста и творческой реализации, мастер-классы и авторские тренинги от международных авторитетов оперной сцены.

Проект отличают живые, свежие эмоции молодых исполнителей, по выражению исполнительного директора «New Opera World» Е.Карповой. В «Иоланте» с симфоническим оркестром Рязанской областной филармонии выступали студенты и недавние выпускники ведущих музыкальных учреждений — РАМ имени Гнесиных, Центра оперного пения Галины Вишневской, стажеры театра «Геликон-опера». Публика, до отказа заполнившая Лыбедский бульвар, долгими аплодисментами благодарила молодых артистов.

Для некоторых из них это было волнующее знаменательное событие – первое в жизни выступление в настоящем оперном спектакле. Как, например, для баса Александра Стародубровского, представителя известной московской музыкальной династии Стародубровских в четвертом поколении. Прадед, прабабушка, дед и мама – пианисты, педагоги, сестра деда – вокалистка и педагог.

Александр Стародубровский, 18-летний студент колледжа имени Гнесиных, оказался самым молодым дебютантом. 18 лет – это «детство» для такого певческого голоса. Бас созревает позже других голосов, набирает силу, полноту звучания и тембровое наполнение годам примерно к 35. Тем удивительнее, насколько органично вписался голос начинающего солиста в вокальную партитуру спектакля, где были певцы и постарше, и поопытнее. Да и на сцене он держался свободно и естественно. Наверное, не в малой степени сыграло свою роль солидное концертное «портфолио». Александр Стародубровский много выступал в разных городах и странах, стал лауреатом нескольких международных конкурсов, когда пел еще мальчишеским альтом.

В опере «Иоланта» Александр исполнил партию старого привратника Бертрана. Спектакль шел при минимуме декораций, без париков и грима, в весьма «условных» костюмах, не обозначающих конкретную эпоху.  Поэтому обращение оруженосца «старик» к юноше-привратнику с модной стрижкой 21 века звучало несколько забавно. Такова уж участь оперного баса – в основном, это партии отцов и дедов, но зато и на сцене они остаются дольше других, будучи и дедами, и даже стариками, не теряя при этом вокальной формы.  В истории Большого театра известен бас-долгожитель Марк Рейзен. В свой 90-летний юбилей певец выступил в партии Князя Гремина в опере Чайковского «Евгений Онегин».

Впрочем, молодым участникам оперного фестиваля на августовском форуме в Рязани до этого пока еще очень и очень далеко.

Ольга Новикова

фото из архива участников фестиваля


Create Account



Log In Your Account