«Совершенно невероятное событие» на Летнем фестивале губернских театров «Фабрика Станиславского»

04, Июн, 18

Специальным гостем Летнего фестиваля губернских театров  «Фабрика Станиславского» стал спектакль инклюзивной театральной школы «Со-единение» «Совершенно невероятное событие», поставленное по пьесе Николая Гоголя «Женитьба».

Событие это действительно было невероятным не только по названию, а еще и потому, что постановка была инициирована Фондом поддержки слепоглухих «Со-единение»  и реализована при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Государственного Театра Наций. К этой постановке ни остался равнодушным и Сергей Безруков, пригласив коллектив «Женитьбы» в качестве гостя на фестиваль.

В постановке принимают участие профессиональные актёры: Рустам Ахмадеев (Кочкарев), Ирина Латушко (Арина Пантелеймоновна) и Глеб Гервассиев (Двойник Подколесина), два сурдопереводчика  (Павел Мазаев и Мария Румянцева); два музыканта (Сергей Жирков и Елена Сергеева). А наравне с профессиональными актёрами в спектакле участвуют семь артистов инклюзивной театральной школы «Со-единение»: Светлана Асанова (Агафья Тихоновна), Надежда Голован (Фекла Ивановна), Даниил Облеухов (Подколесин), Александр Монич (Яичница), Сергей Пекарский (Анучкин), Александр Похилько (Жевакин), Никита Паничев (Степан). Каждый из актеров школы «Со-единение» имеет свою особенность, связанную с отклонениями по здоровью, которые переводят людей в градацию инвалидов. На сцене люди с заболеваниями зрения, слуха и речи, с заболеванием трисомия (болезнь Дауна), актёр с отсутствием ног и кистей рук. Но участники спектакля показывают, что они, несмотря на свою особенность, способны тоже решать разные творческие задачи.

Перед авторами и участниками проекта стояла важная созидательная цель – доказать, что при профессиональном творческом подходе, используя огромный потенциал театральной педагогики, за определенный промежуток времени можно раскрыть индивидуальные возможности всех участников, и добиться яркой сценической выразительности.

Режиссер спектакля Михаил Фейгин смог добиться от всех участников проекта понимания и такого взаимодействия, что зритель, смотря спектакль, в какой-то момент просто забывает, что на сцене есть особенные люди. Профессиональные актеры и переводчики выступают дополнением и поддержкой артистам с особенностями. Взаимодействие участников в «Женитьбе»  поставлено так, что смотрится как общий рисунок (хореография Екатерина Мигицко). Отношения героев между собой и с залом задают необычный мистический флёр гоголевской истории. А благодаря тому, что в спектакль органично вплетен сурдоперевод, то неслышащие зрители могут смотреть спектакль наравне с обычным зрителем. Конечно, в связи с особенностью участников, комедия Николая Гоголя сильно сокращена, и идет чуть больше часа, но это не мешает пониманию истории.

«Для нас этот спектакль стал не только поиском некой коммуникации, но и поиском нового художественного языка», — поделился впечатлениями от работы с необычными артистами Михаил Фейгин.

На сцене небольшой постамент, на котором играют актеры, по бокам — кабинки из прозрачного пластика (сценография Альберт Рудницкий), которые служат для перемещения актеров и мизансцен. В глубине сцены — стена из такого же пластика. Задняя стена вся покрыта меловой пылью. Спектакль начинается с того, что Александр Похилько – актер, у которого отсутствуют кисти рук, — начинает размывать пыль губкой.  Сначала не придаешь этому значения, зритель увлекается просмотром, но постепенно замечает, что мутный задник превращается в необыкновенно красивую панораму Санкт-Петербурга с Петропавловской крепостью, разводным мостом и Исаакиевским собором. Чуть позже оказывается, что Александр Похилько, способный так удивительно рисовать, еще и потрясающе поет: играя одного из женихов Агафьи, он исполняет знаменитую песню Лучано Паваротти «Памяти Карузо».

Светлана Асанова (Агафья Тихоновна), маленького роста, с кудряшками, смотрится как маленькая девочка, нежная и наивная, но ведущая себя и рассуждающая как взрослая женщина. В унисон ей и её главный жених, — небольшого роста, неуверенный в себе Подколесин (Даниил Облеухов), поющий под гитару песню про «Белую березу». Другие женихи Агафьи, слуга Подколесина, Сваха, также интересны — каждый артист на сцене индивидуален.

Костюмы для спектакля предоставили из личных коллекций Народный художник России Вячеслав Зайцев и модельер Александр Петлюра.

Далеко не последнюю роль в спектакле играет звуковое оформление, оно является частью сценического пространства, помогая гармоничнее существовать актерам.

Наверное, создать что-то выдающееся в театральном мире – не было основной целью постановки, тем не менее, спектакль вышел особенным, интересным, таким, который хочется советовать смотреть, в связи с его яркостью и необычными творческими поисками всех участников — поисками гармоничного существования в ином театральном мире.

Наталия Козлова


Create Account



Log In Your Account